Айсберг АСВ в солнечном Монако. Задержание главы “Агентства по страхованию вкладов” Мельникова может привести к “новому делу чекиста Черкалина”.

23 октября информационные агентства и интернет-издания распространили новость, что директора государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) Андрея Мельникова задержали и доставили в СИЗО «Лефортово» для проведения следственных действий — допроса и двух очных ставок с бывшим первым заместителем директора АСВ Александром Попелюхом, которого арестовали еще 9 октября прошлого года, и с бывшим замдиректора АСВ Ольгой Долгалевой, курировавшей юридическое управление АСВ, арестованной 28 апреля.

Глава «Агентства по страхованию вкладов» Андрей Мельников. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ.

Справка «Новой» АСВ — Агентство по страхованию вкладов, госкорпорация, созданная в 2004 году. Ее задача — выплата денежного возмещения вкладчикам «лопнувшим» банков, в отношении которых наступил страховой случай. Так же АСВ назначает конкурсных управляющих и временную администрацию несостоятельных банков, страховых компаний и частных пенсионных фондов, принимает участие в их санировании. Привлекает юристов для поиска активов проблемных финансовых организаций, из которых и выплачивает деньги вкладчикам.

Фактор Попелюха, Долгалевой и аквапарка в Новосибирске Полтора месяца назад, в сентябре, следственное управление ФСБ завершило расследование и предъявило Попелюху, Долгалевой и еще семерым фигурантам обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в составе организованной группы в особо крупном размере). По версии обвинения, Попелюх с Долгалевой и подельниками похитили порядка четырех миллиардов рублей, полученных в ходе эксплуатации новосибирского аквапарка «Аквамир», который контролировал Межтопэнергобанк.

20 июля 2017 года у банка отозвали лицензию. Началась процедура банкротства. В 2019 году АСВ через суд отбил «Аквамир» у московской строительной компании, которая получила в Межтопэнергобанке крупный кредит под залог аквапарка, но не смогла рассчитаться. К моменту банкротства долг Межтопэнергобанка перед кредиторами составлял более 31,2 млрд руб. А к 1 сентября 2025 года выплачено лишь 11,5 млрд рублей. Эта сумма могла бы быть больше в случае успешной реализации заложенного в банке имущества.

Заполучив под свой контроль популярный в Новосибирске аквапарк, АСВ передало его по смехотворной цене в управление коммерсантам, приближенным, по версии следствия, к Попелюху. Экспертиза, назначенная следствием, установила, что только от доходов по эксплуатации аквапарка «Аквамир» АСВ — а значит, и кредиторы Межтопэнергобанка недополучили порядка четырех миллиардов рублей. По данным следственного управления ФСБ, эти деньги могли поделить межу собой участники преступной группы, организованной Попелюхом и Долгалевой.

Александр Попелюх до его назначения в АСВ успел поработать в органах прокуратуры. Причем на серьезных должностях. Прокурором Владимира, помощником замгенпрокурора России по особым поручениям, заместителем прокурора Новосибирской области, заместителем прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2017 году Попелюх снял прокурорский китель и трудоустроился в АСВ.

Два года проработал директором департамента сопровождения уголовного судопроизводства АСВ, а в 2019 году ему доверили должность заместителя директора агентства. Обладая огромным прокурорским опытом, прекрасно осведомленный о системе взаимодействия «троек» — следствие–прокуратура–суд, — Попелюх быстро сообразил, что если будет молчать, упираться, не признавать вины, то по ч. 4 ст. 159 УК РФ может получить до 10 лет колонии. С перспективой, что к делу может «пристегнуться» и популярная в последнее время и по экономическим уголовным делам статья 210 УК — «Организация преступного сообщества или участие в нем».

Рассчитывая отделаться несколькими годами колонии и освободиться вскоре по УДО, Попелюх заключил сделку со следствием и дал показания, говоря языком следственных документов, «изобличающие преступную деятельность» Ольги Долгалевой.

Александр Попелюх. Фото: m24.ru.

А минувшим летом Попелюх на пару с Долгалевой дали показания и против директора АСВ Андрея Мельникова. По УПК, при заключении сделки со следствием фигурант обязан предоставить информацию о преступлениях, «ранее неизвестных следствию». Поэтому Попелюх с Долгалевой не могли рассказать о роли Мельникова в «своем» уголовном деле.

Начиная с ноября 2019 года под руководством Ольги Долгалевой, юридическое управление АСВ готовило документы для участия агентства в «деле Черкалина» в качестве потерпевшей стороны. По версии следствия, деньги, переданные Черкалину, являлись средствами банка «Транспортный» и подлежали возврату в фонд агентства. Однако эти документы были задвинуты в дальний ящик, предположительно, по указанию первого заместителя директора АСВ Андрея Мельникова.

Андрей Мельников. Фото: Александр Щербак / ТАСС.

Если эти сведения подтвердятся, Мельникову не позавидуешь. Только этих двух эпизодов — миллиардов Черкалина и банкротства «Транспортного» — вполне может хватить для сурового приговора. И как опытный управленец, Мельников, скорее всего, тоже может пойти на сделку со следствием. И предоставить следствию информацию о «ранее неизвестных» следствию преступных эпизодах того же Валерия Мирошникова и Кирилла Черкалина.

А это, в свою очередь, может привести как к новому уголовному делу в отношении Черкалина с добавлением фигуранта Мирошникова, так и к пересмотру дела, по которому Черкалин вроде бы уже отбыл наказание. Потому что за обнаруженные у него миллиарды наказание он так и не понес.

Путь зерна. Воскресная проповедь протоиерея Андрея Кордочкина о недопонимании.

Слепая подпись. “Радость отца, счастье матери”. Часть 2. Продолжаем расследование инцидента с скинхедами, обвиненными в покушении на Симоньян.