Бывший командующий армией США в Европе Бен Ходжес объясняет, почему приверженность России мирному плану гарантирует нападение на НАТО.

Российские солдаты принимают участие в военных учениях в оккупированном Луганском регионе на Украине. 5 декабря 2025 года.

В октябре 2025 года, выступая на условиях анонимности, высокопоставленный представитель НАТО сказал журналистам, что Москва “профессионально подходит к изучению уроков”, вытекающих из войны на Украине. В сочетании с милитаризацией экономики России, сказал официальный лицо, это означает, что страна “фактически будет обладать современной, более способной силой, чем у нее было в начале войны”. Для восточных членов НАТО, таких как Польша и страны Балтии, этот анализ бросает темный свет на последний “план мира” США, который был широко критикован за поддержку Москвы. Для того чтобы узнать, что такая сделка, как та, что предлагает Трамп, означала бы для безопасности западных соседей России, главный редактор новостей “Медуза” Сэм Бризил провел беседу с отставным генерал-лейтенантом Беном Ходжесом, бывшим командующим армией США в Европе.

— Все выглядит так, что Соединенные Штаты поддерживают сделку для окончания войны в Украине. По всей видимости, Россия вышла бы из войны с милитаризированной экономикой, уроками, извлеченными за последние три года военных действий, и президентом, который продает идею, что он защищает страну от агрессивного Запада. Так что вы думаете, что мирное соглашение в Украине сделало бы российское вторжение на территорию НАТО более вероятным?
— Это зависит от того, какая сделка будет заключена. Лучший способ гарантировать, что Россия никогда не нападет на страну НАТО, — помочь Украине победить Россию. И это не должно обернуться гибелью ни одного латвийского солдата, если мы все помогаем экономически и предоставляем оборудование и боеприпасы Украине.
Договор, в котором Украина не сможет адекватно защитить себя и россияне получат амнистию за все совершенные военные преступления, гарантировал бы, что Россия атакует европейские страны в течение ближайших лет. Так что ключ — это справедливый, устойчивый мир, в котором признается украинский суверенитет, и украинцы могут делать все, что им нужно, чтобы сделать себя сильными, чтобы оттолкнуть Россию от подобного поведения в будущем.
Я не думаю, что я соглашусь с тем, что у России будет огромная, гигантская, суперопытная армия, готовая к действиям [после этой войны]. Им дают по морде. У них проблемы. Конечно, у них много людей, но они постоянно таскают этих парней на мясорубку. Им потребовалось 11 лет, чтобы дойти до того, что у них есть сейчас, и более года только чтобы добраться от Авдеевки до Покровска.
Теперь Украина агрессивно выходит на российскую нефтяную и газовую инфраструктуру таким образом, что, учитывая искусственный характер российской экономики, я думаю, что приведет к серьезным финансовым проблемам в следующем году. Но все, что я говорю, основано на предположении, что Запад продолжит помогать Украине, даже если Соединенные Штаты не смогут это сделать.
Читайте больше о “плане мира” Трампа”Анатомия ‘самой трудной’ проблемы в переговорах Россия-Украина: территория.
— Просто чтобы ясно понять, ваше мнение — это 28-пунктовый план, который США представили несколько недель назад, эффективно гарантирует российскую агрессию против НАТО в ближайшие 5-10 лет?
— Абсолютно. Вы должны были бы поверить, что Россия осталась бы довольна лишь этими четырьмя [регионами], которые они хотели бы “защитить себя от НАТО”. Вы должны были бы верить, что они выполнили бы любое соглашение, что они никогда не делали, если их не заставляли. Вы должны были бы верить, что Владимир Путин искренен, когда говорит: “Мы хотим мира. Мы не хотим быть атакованы НАТО.” Ничто в фактах не дает этому никакого основания. И я думаю, что, к счастью, даже если Соединенные Штаты явно взяли сторону Кремля здесь — и это все дело Трампа, его администрации, семьи и некоторых союзников — большинство европейцев, кажется, просыпаются к реальности, что это не те Соединенные Штаты, которых они помняли, и что им нужно убедиться, что Украина не потерпит неудачу.
— Официальные лица НАТО часто ссылается на отсутствие обрывов кабелей в Балтийском море с момента запуска миссии мониторинга Baltic Sentry год назад как доказательство того, что их деятельность в области бдительности эффективна. В сентябре они также запустили операцию Eastern Sentry в ответ на нарушения воздушного пространства России в Польше. Достаточно ли НАТО предпринимает действия для того чтобы противостоять российской гибридной войне?
— Конечно нет. Мы только на прошлой неделе имели дроны, летающие над Румынией. Я читал недавно, что аэропорт в Вильнюсе был закрыт в 10-й раз из-за воздушных шаров, прилетающих от Беларуси. Так что нет, этого недостаточно. Я рад, что они предпринимают меры, но мы еще не наказали россиян достаточно, чтобы заставить их остановиться. Я надеюсь, что то, что делает НАТО, не только будет поддержано, но и увеличено. Я еще не готов заявлять о победе. Но если было уменьшение [инцидентов в Балтийском море], то, очевидно, это хорошие новости, и это заслуживает признание.
— Было много инцидентов на территории НАТО, которые относят к России и которые кажутся достаточно обоснованными поводами для вызова статьи 5. Нуждается ли в обновлении военная доктрина НАТО?
— Согласно работает Статья 5, страна обращается к альянсу и говорит: “Это вооруженное нападение на нас”, и затем альянс быстро проходит через процесс. Этот процесс, возможно, работает быстрее, чем многие могли бы подумать, — и об этом знают россияне. Поэтому все, что они делают, направлено на то, чтобы смутить, кто что делает, обеспечивая, чтобы инциденты не могли быть им приписаны. Поэтому вызвать статью 5 [из-за гибридного инцидента] будет вызовом, и ничего автоматического в Статье 5 нет. Это не как лазерный луч, через который вы проходите, и двери открываются.
Вы сейчас читаете Meduza, крупнейший независимый российский новостной агрегатор. Ежедневно мы предлагаем вам важные материалы из России и за ее пределами. Исследуйте наши материалы здесь и следите за нами, где бы вы ни получали свои новости.

Политику Алексея Горинова отметили на церемонии вручения Премии Ганны Арендт – важной европейской награды за вклад в общественное мышление.

Познакомьтесь с кандидатами в шорт-листе Зеленского на должность следующего главы администрации.