Шок от американо-украинской словесной стычки в Овальном кабинете и угроза раскола трансатлантического западного мира как-то отвлекли внимание от потрясений в Румынии. Это, конечно, не Германия, к парламентским выборам в которой был прикован всеобщий интерес, но все же не совсем малая страна, важный член Евросоюза и НАТО на их восточном рубеже и границе с воюющей Украиной.
История с отменой второго тура президентских выборов в Румынии и назначении новых получила продолжение и может развиваться не лучшим образом для нынешних румынских властей, а также Евросоюза. Напомним, что в первом туре голосования 24 ноября прошлого года неожиданного успеха добился независимый кандидат Кэлин Джорджеску. Он получил наибольшее количество голосов в 22,95% и вышел во второй тур, назначенный на 8 декабря вместе с председателем либеральной партии «Союз спасения Румынии» Еленой Ласкони.
Ожидаемым победителем второго тура был Джорджеску. Его взгляды описывались как пророссийские, антинатовские и крайне правые. Его также называли правым популистом, ультранационалистом и сторонником теорий заговора.
6 декабря, всего за два дня до второго и окончательного тура, Конституционный суд Румынии отменил президентские выборы, которые потом были перенесены на 4 мая 2025 года. Суд не указал причину отмены, но основным контекстом была версия о вмешательстве России в румынские выборы.
Решение суда было встречено румынами по-разному. Его считают недопустимым некоторые деятели политической элиты страны, оно стало сильным козырем в руках популистских партий европейских стран в борьбе с политическим мейнстримом, в том числе при выборах в германский бундестаг.
И вице-президент США Джей Ди Вэнс в своей речи на Мюнхенской конференции 15 февраля привел его как пример деградации демократии и ограничения свободы слова в Европе.
Для избежания углубления раскола румынского общества, проевропейский президент Йоханнис сложил полномочия 12 февраля, не дождавшись вступления в должность нового. Между тем Джорджеску не был включен в список кандидатов в президенты для повторных выборов. 26 февраля, когда он отправился регистрировать свою кандидатуру, полиция задержала его, чтобы доставить на допрос.
Румынские прокуроры начали уголовное расследование в отношении него по обвинению в предполагаемых преступлениях, включая злоупотребления при финансировании предвыборной кампании, поддержку фашистских групп и «подстрекательство к действиям, противоречащим конституционному порядку».
Примерно в это время в своей социальной сети Илон Маск опубликовал сообщение о том, что власти «арестовали человека, набравшего наибольшее количество голосов на президентских выборах в Румынии». Намеренно или нет, Маск допустил неточность: Джорджеску не был арестован, но сообщение прочитали миллионы пользователей.
Спустя пять часов, когда Джорджеску вышел после допроса, его ждала толпа сторонников и журналисты. Мировые СМИ обошли изображения пожилого человека на костылях и его красноречивый жест, подобный тому, которым недавно прославился сам Маск: сначала приложил правую ладонь к сердцу, затем вытянул руку, что можно было истолковать как нацистское приветствие.
Он отрицал все предъявленные ему обвинения и заявил, что власти «пытались придумать доказательства, чтобы оправдать кражу выборов и сделать все возможное, чтобы помешать ему снова зарегистрироваться кандидатом».
Многотысячный митинг в поддержку Джорджеску организовала в центре Бухареста в субботу, 1 марта, выдвинувшая его партия «Альянс за союз румын» (AUR). Жандармерия официально не публикует данные о количестве протестующих, есть только оценки. Организаторы утверждали, что пришли 300 тысяч человек, эксперты оценивают примерно в 15 тысяч.
Демонстранты перекрыли движение, наиболее агрессивные бросали бутылки с водой и пластиковые ящики в стражей порядка. Политическая обстановка в Румынии остается напряженной, и перспективы пока неясны. Прокуратура продолжает расследование, а сам Джорджеску находится под подпиской о невыезде. Ему также был вынесен 60-дневный запрет на появление в СМИ и соцсетях.
Хотя по нынешним временам ничего исключать нельзя… Попытка несистемного кандидата в президенты выиграть выборы и стремление системных политических элит помешать этому — естественное явление. И не только в молодых европейских демократиях, но и в достаточно зрелых. Можно спорить о пользе «брандмауэра» вокруг «нерукопожатных» партий на основании уроков 1933 года, когда в Германии демократия на фоне экономического кризиса и национального унижения сама пустила во власть своего могильщика — Гитлера.
Можно искать параллели и в других местах. Но невозможно не видеть, что крайне правые популистские партии переживают подъем. В хаосе и мешанине сегодняшней политической терминологии, наверное, стоит отметить, что ключевое слово здесь не «правый», а «популизм».
То есть сила прямого влияния, минуя демократические институты на большинство «простых людей», которые терпят тяготы. Просто у крайне левых сейчас, когда в моде национал-патриотизм и традиционные ценности, значительно меньше шансов.
Джорджеску как политик не свалился вдруг с неба, а прошел путь становления, похожий на путь становления многих, кто составляет нынешнюю элиту в странах бывшего социалистического лагеря. Получил высшее образование агронома в вузе советского типа, затем раскрыл свой талант в области охраны окружающей среды.
Он убежденный трампист и очень уважает Путина за то, что тот «любит свою страну». Обвинил военную промышленность США в разжигании российско-украинского конфликта, но заявил, что «для меня и моего народа самое важное — это партнерство с Америкой». Особенно безжалостен по отношению к Украине и высказывает радикальные взгляды на рассматриваемую территорию.
Румыния, по его словам, «остается напрямую связанной с европейскими ценностями, хотя должна найти и собственные». Она будет соблюдать свои обязательства перед ЕС и НАТО, но только «в той степени, в которой они будут соблюдать свои» по отношению к ней.