Фото: Валерий Мельников / Коммерсантъ.
Наблюдая из своей деревни борьбу с «-измами и схизмами» (английское выражение) в далекой Московии, я хочу поделиться своим видением двух «-измов»: экстремизма и сатанизма. Слово «экстремизм» сегодня напоминает то ли примитивное язычество, то ли детскую игру: человек есть тот, кем ты его назвал, а потом сам человек исчезает, и остается уже одно название. «Экстремизм» уже давно не связан с насилием или призывам к нему.
Возьмите, к примеру, «Перевод нового мира» — перевод Священного Писания, выполненный «Свидетелями Иеговы». Как человек, отягощенный богословским университетским образованием, я могу согласиться с тем, что этот перевод — достаточно скверный и искаженный. Но что делает его «экстремистским»? С каких пор государственные суды стали экспертами в священных текстах?
В принципе, любая форма поведения, которая выходит за рамки рабского молчаливого повиновения, может быть истолкована как «экстремизм».
Ненасильственное сопротивление, которое проповедовал Мартин Лютер Кинг, стало поводом для обвинений в «экстремизме».
Мартин Лютер Кинг: «Хотя поначалу я был разочарован тем, что меня причислили к экстремистам, по мере того как я продолжал размышлять над этим вопросом…
Итак, если сегодня слово «экстремизм» используется все более расширительно, а призывы к военным действиям или политическому террору под него не подпадают, то оно означает, что не означает ничего.
С сатанизмом в этом отношении проще: это поклонение и служение Сатане.
Фантазия рисует темный подвал, перевернутую пятиконечную звезду на стене и какой-то отвратительный обряд. Казалось бы, так легко закрыть этот подвал, кого надо оштрафовать, кого надо посадить, заодно пригласив батюшку на разъяснительную беседу…
о. Александр Шмеман: «Мы забыли, как близки «религии», в каком-то смысле, соприродны ей темные бездны страха, безумия, ненависти, изуверства — всё то жуткое суеверие…
Диавол в образе Великого Инквизитора — это не сатанист из подвала.
Эмилио Джентиле в своей книге «Политика как религия» говорит, что после того, как политическая сфера обрела независимость от традиционной религии…
Егор Холмогоров заявил, что если государство перестанет претендовать на всецелого человека…
Проханов в восхищении от полученного из рук Путина ордена Героя Труда говорит такие слова.
Проханов: «Пускай все наши русские люди и не русские люди, все наши россияне знают, та Родина, в которой мы живем, бессмертна…
Этому великолепному предложению — «упиваться бессмертием» — было не суждено пропасть.
Александр Проханов: «Пускай все наши русские люди и не русские люди, все наши россияне знают, та Родина, в которой мы живем, бессмертна…
Издание признано экстремистским и запрещено в России. Организация признана экстремистской и запрещена в России.
** Минюст РФ внес в реестр «иноагентов».