Ровно 82 года назад завершился короткий земной путь Александра Шмореля. Один из основателей немецкого христианского подполья «Белая роза» мужественно принял мученическую смерть в тюрьме Штадельхайм вместе с профессором Куртом Хубером, другим основателем и участником антинацистского сопротивления в Мюнхене. Были казнены и другие участники «Белой розы», случайно и почти чудом выжили только три человека, из которых одна — Трауте Лафренц — смогла избежать скорого суда и смертного приговора лишь благодаря тому, что тюрьма, в которой она находилась, была освобождена союзниками в 1945 году. Трауте переехала в США, где прожила почти до 104 лет. Она была последним живым участником этой легендарной группы сопротивления.
Век двадцатый, трагический и страшный, перемолол судьбы миллионов людей. Две чудовищные мировые войны, появление большевистского и нацистского режимов, погубивших огромное количество людей также и в формально невоенное время. Оба режима, заточенные на уничтожение любого инакомыслия, не могли не сойтись в противостоянии. И оно вылилось в самую кровавую мировую войну. «Белая роза» стала символом единства той незримой миру единой Церкви, голос которой был обращен к заблудшим и озлобленным.
Семья Гуго Шмореля, отца Саши, будущего героя «Белой розы», стала своеобразным символом, свидетельством того, как изувечили эти режимы множество человеческих судеб. Им пришлось спасаться от разорения и преследования большевиками — из российского Оренбурга, но, переехав на историческую родину в Германию, они стали свидетелями зарождения и расползания по миру гитлеровского нацизма. Александр Шморель родился в 1917 году перед самой революцией, в октябре. Его мама Наталья Введенская скончалась очень рано, а отец, женившись во второй раз, вынужден был переехать в Германию.
В годы Первой мировой войны Гуго претерпел в России немало притеснений со стороны имперской власти только по причине того, что был этническим немцем, но с приходом к власти большевиков бедствия для семьи Шмореля не завершились. Политика экспроприации больно ударила в том числе и по Гуго Шморелю. Возвращение в послевоенную, потерпевшую поражение Германию было нелегким выбором, но, скорее всего, единственным, потому что оставалась хотя бы небольшая надежда на то, что на земле предков для Шморелей наконец-то начнется спокойная жизнь. К сожалению, и она была совсем недолгой. Реваншистские настроения и недовольство итогами войны в обществе стали плодотворной почвой для появления нового чудовища.
Детство и юность Шмореля пришлись как раз на становление и захват всей Германии национал-социализмом. Мальчик с детства воспитывался в православной вере, выбор будущей профессии он сделал в пользу медицины. А в 1938 году был призван в армию прямо со студенческой скамьи. В этот год состоялась аннексия Германией Судетской области. Случившееся ужаснуло Шмореля, именно тогда он понял, что «освобождение исконных немецких земель», как это именовал Геббельс, было ничем иным, как захватом и грабежом. В это время состоялось его окончательное и стойкое неприятие идеологии национал-социализма, которое впоследствии выльется в мирное сопротивление нацизму в самом его сердце — в Баварии.
В рядах армии состоялось знакомство Александра с Гансом Шолем, с которым впоследствии они сочинят первые листовки против нацистского режима. В 1942 году в составе медицинской бригады Шморель отправляется на Восточный фронт, и все увиденное побуждает его начать активную фазу сопротивления уже в самой Германии. Отважные христиане «Белой розы» начинают борьбу внутри страны. Стоит отметить, что «Белая роза» изначально и сознательно отмежевалась от сотрудничества с немецкими коммунистами, ее члены осознанно позиционировали себя христианами. В группе были православные, католики и лютеране. Напоминания о том, что невозможно и преступно молчать при совершении беззакония, что вразумлять и призывать к совести, к исправлению — наш долг.