Вот это да, Apple. Президент подписал закон, требующий от компании Apple выплаты чего-то России. Навряд ли компания согласится на это, её это не интересует.

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ.

С 1 сентября на мобильных устройствах компании Apple появится альтернативный магазин приложений RuStore. Во всяком случае, это предполагает подписанный Владимиром Путиным закон, запрещающий компаниям препятствовать установке сторонних магазинов. Наказание за неисполнение традиционно не прописано и будет регулироваться отдельными актами. И снова пошли разговоры о том, какая судьба ждет компанию и устройства в следующем российском сезоне.

Идея прогнуть крупнейшего производителя персональных устройств с консервативной архитектурой — не российское изобретение. В марте этого года на территории Евросоюза вступил в силу Digital Market Act, и теперь на яблочных устройствах появилась возможность установки сторонних каталогов. Именно с этого закона и была слизана российская версия. Идея не свежая, первые попытки были предприняты несколько лет назад и даже закончились небольшими успехами. Кажется, особенно на фоне европейского опыта, и сейчас шансы велики. Но есть нюансы.

„ Для начала надо понимать ключевую разницу между iOS и Android. Первая — полностью контролируется компанией Apple, второй — открытый конструктор, который может использовать и модифицировать каждый.

Что, собственно, и происходит. Есть «оригинальная» версия от Google и есть десятки вариантов от разных вендоров. Крупные производители затачивают операционную систему под свои нужды, включая набор приложений, установленных по умолчанию.

Каждая из стратегий имеет свои плюсы и минусы. Apple контролирует экосистему, самостоятельно следит за безопасностью и дерет конскую комиссию за платежи внутри приложений, что отдельно является предметом судебных разборок. Вопрос: «А вы там не офигели?» — теперь подкреплен кучей местных законов. Подобные ограничения, включая невозможность установить iOS, логично тормозят масштабы распространения.

В случае Android все в точности до наоборот. Устанавливай, что хочешь и куда хочешь. Так что если мерить в количестве — продукт Google явно выигрывает. Но есть вопрос качества. Модерация в Google Play вызывает вопросы, в альтернативных магазинах тем более. Шанс установить вредоносное приложение на порядок выше. И все это в итоге выражается в деньгах: яблочники лучше платят и лучше покупают. Именно по этой причине первые версии популярных приложений раньше выходили для iOS.

Фото: Алексей Мальгавко / Коммерсантъ.

Хотелки Евросоюза пусть местами не понятны, но объяснимы. Забота о цифровом комфорте пользователя уже вышла за всякие рамки, и если есть какая-то жирная сфера, которую можно отрегулировать, — обязательно найдется какой-нибудь закон. Но и возможности у содружества стран серьезные. Это 450 миллионов человек и ВВП в десятки триллионов долларов — конкретная цифра зависит от методики подсчета, но в данном контексте это не важно. Как ни крути — это большой рынок, сравнимый с США и Китаем.

Именно это заставляет крупные компании относительно безропотно платить миллионные штрафы и пусть нехотя, но идти навстречу европейским законодателям.

Итак, если вы живете в Европе, то наслаждайтесь.

Например:

AltStore PAL — независимый магазин приложений от частных разработчиков. Можно скачать всякое любопытное, включая программы для скачивания торрентов.

SetApp — несколько сотен приложений, доступных по подписке. Известных и популярных программ там нет, но энтузиасты наверняка найдут для себя что-то полезное. Включая доступ к нейросетям.

Epic Games Store — тут все понятно из названия. Здесь представлены игры от популярного издателя.

Есть и другие магазины, и вполне вероятно, что список будет расширяться — если есть возможность, то почему бы ей не воспользоваться. Вопрос о необходимости и ценности содержимого оставим публике: в конце концов — свобода выбора.

Но и тут, как принято нынче говорить, не все так однозначно.

Во-первых, никаких платежей. Отдавать финансовые потоки и уж тем более делиться своей комиссией Apple пока не собирается. Если вы хотите зарабатывать на своей разработке — эти альтернативы явно не для вас.

Во-вторых, бесплатный сыр бывает известно где. Допустим, вы хотите запустить свой магазин. Допустим, вы прошли суровую модерацию — компания в любом случае контролирует содержимое и может на него влиять. Но также придется выложить $0,50 за каждую установку магазина. Core Technology Fee — компенсация за труды разработчиков Apple.

Все перечисленное может вызывать сомнения в успехе предприятия. Старожилы помнят Cydia — альтернативный магазин, для установки которого требовалось взламывать устройство. Для первых версий iPhone это было актуально. Как только инфраструктура обросла выбором и привычным функционалом — история ушла в небытие. У новичков похожая проблема: отсутствие внятного ответа на вопрос «Зачем?». Если исключить игры — тут мотивация пользователя более или менее понятна, то пока большого смысла для публики в таких магазинах нет. Никакого эксклюзива, никаких приложений, меняющих жизнь раз и навсегда.

„ Конечно, в стоге сена можно поискать иголку, но, честно говоря, лень, особенно если это не входит в профессиональные обязанности.

Но вернемся немного назад. Желание установить по умолчанию региональные или национальные приложения логично. Зная флегматичность потребителя и сложность честного завоевания рынка — проще надавить на производителя устройств. И если с Android все оказалось просто, то Apple бодалась до последнего и даже разработала компромиссное решение: при покупке нового устройства, в зависимости от выбора региона, вам предлагается тот или иной набор софта. Лишний экран сделать не сложно, ссылки ведут на тот же AppStore. Схема работала, но дай палец — откусят руку. Что, собственно, и описано в том самом Digital Market Act. Евросоюз — это прекрасно, но что там с нашими баранами? Что произойдет первого сентября, когда закон вступит в силу? Прогноз рискованный, но объяснимый — ровным счетом ничего.

Фото: Александр Щербак / ТАСС.

Россия и так, мягко говоря, в непростой ситуации. Платежи не работают из-за санкций. Миллиарды рублей, которые пользователи приносили Apple, давно в прошлом. Сама компания находится под постоянным давлением суда. В основном Таганского, где рассматриваются близкие к Роскомнадзору дела. Что не месяц, то штрафы. Устройства официально не продаются — все, что есть на рынке — параллельный импорт. Нет и гарантийной поддержки. Из существенных активов ООО «Эппл рус» — 500 квадратов офисных помещений. Видимо, чисто символических. Т.е. присутствие формальное и объясняется лишь тем, что Apple, в отличие от Google, еще не получила штраф с бесконечным количеством нулей. Но дурное дело — нехитрое.

Находясь в изоляции и диктовать условия цивилизованному миру — как говорят в Сети, «ну такое». Перспективы подобного, мягко говоря, туманны. У российского государства нет инструментов давления, а значит, и шансов на равный диалог. Для Apple — этот рынок не только вторичен в силу его отсутствия, но еще и проблематичен. Американские законы запрещают оказывать в России цифровые услуги, сама страна, как было сказано выше, тоже не очень гостеприимна. Новостная повестка и конъюнктура не располагают. Вообще ни к чему. Ожидать каких-то существенных изменений в такой ситуации было бы странно. Возникает вопрос, который наверняка будет предметом спекуляции в новостях. „ А может ли Роскомнадзор взять и все заблокировать? Ответ очевиден — нет. Это касается и Apple, и Google. Запрет доступа к серверам компаний превратит наши железки если не в кирпичи, то существенно ограничит возможности использования.

Стрелять себе в ногу нынче популярное занятие, но учитывая масштабы распространения устройств, в том числе среди высших эшелонов власти, вероятность такого шага минимальна. Хотя, как кажется, ожидать уже можно всего.

Все перечисленное имеет еще один эффект — цифровую миграцию пользователей. Мало того что среда скомпрометирована и погрязла в цензуре: не скачать любимый трек и фильм новый не посмотреть, так еще и деньги тратить нельзя. И если вы хотите продолжать использовать любимый девайс с привычным комфортом, лучший способ — сменить регион. Использовать аккаунт, зарегистрированный в США или Европе, удобно. Пополнять можно и без кредитки — подарочные карты iTunes, Google Play или Spotify давно популярный товар. Статистика неизвестна, компании данных не раскрывают, а соцопросы тут могут быть нерелевантны. Но как бы там ни было — это вполне существенная аудитория, которая смело может пропускать все местные тематические новости. Законы на них не распространяются.

В сухом остатке мы имеем две вселенные: развитой мир со своими перипетиями, растянутыми на годы, — битва Евросоюза с IT-компаниями давно превратилась в сериал похлеще «Санта-Барбары», и изолированную страну, которая строит сферического коня в вакууме. Нынешнее государственное устройство позволяет принимать абсолютно любые законы, большая часть из которых, к радости или к сожалению, не имеют никаких шансов быть исполнены. На сегодняшний день появление RuStore на устройствах Apple ближе к научной фантастике, чем к реальной жизни.

“Ваш Шурик” – святой и великомученик. Об этом герое антифашистского сопротивления, внесенном в священное братство.

Трамп ввел тарифы в размере 30% на товары из ЕС и Мексики – двух крупнейших торговых партнеров США.