Всегда найдется тот, кто испортит кадр. Зачем и как армянские власти пытаются взять под контроль местную кинематографию.

Памятник фильму “Мужчины” в сквере Сарьяна в Ереване. Фото: Оксана Мисирова.

За последние 30 лет армянская киноиндустрия пережила немало потрясений. Распад Советского Союза, карабахские войны и экономический кризис 1990-х годов привели к тому, что за десятилетие была практически уничтожена вся кинотеатральная сеть страны. За тот же период количество снятых игровых фильмов едва достигло двух десятков.

В начале нулевых ситуация начала постепенно улучшаться, но и сейчас цифры выглядят достаточно скромно. Сегодня в Армении работают шесть кинотеатров в Ереване и по одному залу во Ванадзоре, Гюмри, Капане, Берде и Каджаране — уровень кинофикации сопоставим с Грузией, но заметно уступает сопоставимой по населению Эстонии со своими 50 кинотеатрами и 80 экранами.

Тем не менее, этого оказалось достаточно, чтобы в стране оформилась небольшая, но активная индустрия, делающая ставку на низкобюджетные комедии и любовные драмы. Если в начале 2000-х снимали пять-шесть фильмов в год, то сегодня число премьер выросло до 15 полнометражных картин ежегодно.

Примечательно, что, по данным о кассовых сборах в армянском кинопрокате на середину 2025 года, первые три позиции занимают фильмы местного производства, обойдя по популярности как американские, так и европейские новинки.

Система господдержки кино была реформирована после революции 2018 года: реорганизованный “Национальный киноцентр” начал интегрироваться в европейские системы совместного финансирования и готовить для этого законодательную базу.

С этого момента в Армении стала развиваться практика копродукций с европейскими государственными и частными фондами. Схожая реформа прошла в соседней Грузии за 10 лет до этого, что в итоге привело к появлению нескольких поколений кинематографистов, работающих с европейскими продюсерами и активно представленными в конкурсных программах ведущих мировых фестивалей.

В 2025 году армянское кино участвует в Берлинском кинофестивале, а фильмом открытия Локарно становится “Земля Арно” Тамары Степанян. В 2023 году документальная лента “1489” Шокагат Варданян получила награду на одном из крупнейших смотров документального кино — IDFA в Амстердаме.

Хотя и не все эти успехи можно напрямую связать с деятельностью киноцентра, динамика последних лет говорит о том, что армянское авторское кино выбрало курс на интеграцию в европейский киномир.

Однако проведённая в прошлом году реформа, в рамках которой правительство вновь реорганизовало киноцентр в кинофонд и начало менять законодательство в сфере кинопроизводства, вызвала сопротивление профессионального сообщества.

Власти начали перестраивать систему кинопроката, введя прокатные удостоверения и создав комиссии по этике, призванные оценивать “моральное…


If you would like to hear more, please let me know.

Великое изобилие и восстание против восстания. Фернандо Ботеро: “Когда я начинаю изображать диктатора, я должен очень бережно обращаться с красками”.

Путин называет своих “преемников”: ветераны войны в Украине.