Смерть 37-летнего медбрата отделения интенсивной терапии Алекса Претти — вторая по счету в Миннеаполисе — стала катализатором протестов по всей стране и вызвала частичную остановку правительства. Министру внутренней безопасности демократы в Конгрессе хотят объявить импичмент. И главное — Трамп впервые за время второго срока в Белом доме отступил в важнейшем для него вопросе иммиграционной политики. Это отступление здесь считают «знаменательным» — свидетельством того, что президент признает реальность и не хочет политических последствий в год промежуточных выборов.
Жители Миннеаполиса несут цветы к месту убийства Алекса Претти, застреленного сотрудником иммиграционной службы ICE. Фото: AP / TASS.
Посланный спешно в Миннеаполис «пограничный царь» (так здесь называют старшего чиновника, ответственного за безопасность границ) Том Хоман объявил 4 февраля, что 700 сотрудников ICE — иммиграционной и таможенной службы США — немедленно покинут город. Правда, 2 тысячи там еще останутся. Хоман был отправлен в «города-близнецы» (Миннеаполис и Сент-Пол) вместо Грегори Бовино, главы пограничной службы (Border Patrol). Как сообщил целый ряд здешних СМИ, Бовино отстранен от должности и возвратился к прежней работе главы пограничного сектора в Эль-Сентро, штат Калифорния. Бовино в зеленом пальто, отсылавшем к «нацистской эстетике» (по определению СМИ и губернатора Калифорнии Гэвина Ньюсома), «попал под раздачу» за оправдание действий силовиков.
Он защищал офицера пограничной службы, убившего Претти, утверждая, что активист «приблизился» к агентам с 9-мм полуавтоматическим пистолетом и «оказал яростное сопротивление», когда его попытались разоружить. Видеозапись противоречит заявлениям Бовино. На кадрах видно, как Претти держит в руке телефон после того, как офицер толкнул женщину, и его задерживают. Медбрат попытался заступиться за двух женщин, с которыми сотрудники федеральной пограничной службы (СBP), прибывшие в город вместе с ICE, действовали, по его мнению, предельно жестко. Проблема в том, что медбрат имел при себе личное огнестрельное оружие (с официальным разрешением на ношение, т.е. абсолютно законно).
Как сообщают свидетели, оружие у него изъяли из кобуры ДО того, как последовал первый выстрел. Всего в Претти было выпущено около десятка пуль. Как и в случае с Рене Гуд, которая была застрелена в собственном автомобиле 7 января, пытаясь уехать от агентов ICE, министр внутренней безопасности Кристи Ноэм сразу объявила, что убитый собирался совершить «акт внутреннего терроризма».
А был еще третий человек, Хулио Сезар Соса-Селис, его ранили в Миннеаполисе 14 января, но он выжил. Напомню, что в Миннеаполисе проживает многочисленная община выходцев из Сомали. Ряд ее представителей были обвинены в махинациях, связанных с незаконным использованием социальной помощи во время пандемии ковида.
Однако введенная в город ICE, которую республиканцы называют «любимым детищем Трампа», а демократы — «тайной полицией» и «беззаконной бандой», действовала насколько масштабно, настолько же и топорно, что вызвало протесты губернатора штата Уолца и мэра города Фрэя и вывело людей на улицы в морозы. Марши прошли по всей стране: от Нью-Йорка и Вашингтона до Калифорнии и Техаса.
«Пограничный царь» Хоман, непосредственно подчиняющийся Трампу, был послан им в Миннеаполис, чтобы стать посредником между Белым домом и местными властями. Изменение тона почувствовали сразу. Прибыв на место, новый командующий операцией заявил: «Я не хочу слышать, что все, что здесь было сделано, было идеально». Хоман подчеркнул, что с агентами, которые не действуют профессионально, «будут разбираться» и что операция будет «более безопасной» и «в соответствии с законом». Это расценили как упрек в адрес отстраненного от должности Грегори Бовино, который говорил, что «все, что мы делаем каждый день, законно, этично, морально и хорошо обосновано законом».
Это даже можно расценить как критику советника Белого дома Стивена Миллера, который утверждал, что у ICE «безупречная репутация в депортации неграждан». Насчет репутации не все так однозначно.
ICE, созданная в рамках Закона о внутренней безопасности 2002 года после терактов 11 сентября, объединила функции бывшей службы иммиграции и натурализации и таможенной службы США.
Потрясенные терактами в Нью-Йорке, Пентагоне и Пенсильвании, власти создали министерство внутренней безопасности, объединившее полтора десятка правоохранительных силовых агентств. Однако при Трампе, особенно в нынешний срок, ICE превратилась в крупнейший и самый финансируемый федеральный орган в системе внутренней безопасности.
Трамп и некоторые из его ближайших советников, включая Стивена Миллера, выразили желание депортировать миллион человек в год (в 2025 году цель не была достигнута). Через несколько недель после инаугурации президент отменил внутренние инструкции, которые предписывали иммиграционным агентам сосредоточиться на депортации лиц с судимостями, и снял запреты на аресты в школах, судах и местах отправления культа.
…
Администрация быстро сократила механизмы, призванные предотвратить злоупотребление властью со стороны ICE, включая омбудсмена по вопросам гражданства и иммиграционных служб и омбудсмена по вопросам содержания под стражей иммигрантов. Менее чем за год агентство провело крупнейшую в своей истории кампанию по набору персонала, увеличив численность сотрудников более чем вдвое — с 10 тысяч до 22. Одновременно был сокращен срок профессиональной подготовки: с 13 недель до шести.
Было отменено возрастное ограничение для агентов, новых сотрудников принимают на работу в возрасте от 18 до 40 и старше. Бюджет ICE вырос с 10 миллиардов долларов в год до 85 миллиардов долларов, включая средства на строительство новых центров содержания мигрантов — иными словами, новых тюрем. С денег и начался новый бюджетный кризис, который, впрочем, был решен в течение нескольких дней. Потому что Трамп неожиданно уступил.
Через несколько часов после того, как агент пограничной службы застрелил медбрата Претти, лидер меньшинства в сенате Чак Шумер, демократ от штата Нью-Йорк, заявил, что демократы не поддержат финансирование правительства, если одновременно будет финансироваться министерство внутренней безопасности.
Демократы требуют:
– чтобы президент прекратил масштабные проверки иммигрантов, известные как «мобильные патрули»;
– большей подотчетности ICE и пограничной службы, включая независимые расследования;
– более строгих стандартов применения силы, офицеры должны снять маски и включать нательные видеокамеры, предъявлять удостоверения личности и не использовать автомобили без опознавательных знаков.
По соглашению с Конгрессом финансирование министерства внутренней безопасности было выделено в особый раздел. Оно согласовано всего на две недели, до 13 февраля. Если за это время не будет реформы ICE, сотрудники останутся без зарплат, ведомство — без финансирования.
Трамп написал в своей соцсети Truth Social, что у него состоялся «очень хороший разговор» с губернатором Миннесоты от Демократической партии Тимом Уолцом, и они «действительно, казалось, были на одной волне».