Правозащитный проект “По собственному желанию” запустил петицию и обратился к Генпрокуратуре и Рособрнадзору с требованием провести проверку законности действий администраций и остановить навязывание услуг в вузах. “Общественная огласка – единственный инструмент, который может остановить практику принуждения, защитить студентов и работников и показать, что нарушение прав не останется незамеченным”, – считают в проекте.
Фото: Сергей Булкин / ТАСС.
Повод очевиден: по всей России студентов и сотрудников учебных заведений заставляют устанавливать государственный мессенджер Max под угрозой отчисления, увольнения, недопуска к экзаменам и прочих дисциплинарных мер. То, что это делается накануне зимней сессии, особенно удобно для принуждения и контроля: не установил Max – незачет. Вот лишь некоторые истории принуждения к жизни с Max’ом, которые успели попасть в СМИ:
Воронеж, техникум пищевой и перерабатывающей промышленности. Студентов якобы заставили регистрироваться в Max под угрозой недопуска к экзамену. “Поступила информация, что с кураторов собирают объяснительные, если в их группе менее 15 студентов зарегистрировано в приложении. У меня в группе всего шесть человек зарегистрировано, другие на данный момент отказываются”, – рассказал “Таким делам” студент 4-го курса Кирилл Деревский.
Москва, РГГУ. Студентов будто бы заставляют скачивать мессенджер Max, отказавшиеся должны написать письменный отказ. Замдекана по учебной работе написала в чате вуза, что это “требование ректората” и оно касается всех групп бакалавриата и магистратуры.
Нижний Новгород, ННГУ им. Лобачевского. Ректор заявил, что учебные и рабочие чаты студентов и преподавателей переходят в Max, а дублирующие группы в Telegram со временем отключат. “С чем это связано? Речь об удобстве общения. При вынужденных блокировках интернета Max работает отлично – и сообщения, и звонки”, – объяснил свое решение ректор ННГУ Олег Трофимов.
Краснодар, КубГУ. Кураторы групп просят установить Max, объясняя, что через него теперь будут присылать учебные материалы. В случае отказа якобы угрожают объяснительными и другими “проблемами”: “Все равно вам всем придется его установить”.
Волна принуждений (до этого была только рябь) началась после того, как 10 ноября Минобрнауки направило вузам письмо о срочном переходе на Max. Все учебные заведения должны не только зарегистрироваться в приложении, создать там официальные каналы и чаты групп, но и мониторить активность студентов и сотрудников.
Согласно письму № МН-19/1447 “О проведении мониторинга”, в котором говорится о внедрении национального мессенджера в вузах, в России проходит “эксперимент”, и университеты должны с четкой периодичностью отчитываться об использовании сервиса: количестве рабочих и учебных чатов, подключенных преподавателях и студентах, а также о ходе “эксперимента” по созданию электронных студенческих билетов, зачетных книжек и других учебных документов в Max. Установлены даже конкретные сроки: к 12 ноября – регистрация официального канала учебного заведения в Max; к 17 ноября – создание чатов для академических групп и каналов. Потом необходимо провести выгрузку данных 21 ноября, доступ к аналитике предоставить 24 ноября, 1 декабря запустить мониторинг аудитории, а 12 декабря – ввести цифровые сервисы на базе Max. “До 19 декабря в правительстве ожидают перевод студентов в национальную систему и подведение итогов этой деятельности. Чтобы к зимней сессии уже точно уложиться”.
После этого распоряжения Минобрнауки появилась волна сообщений о принудительном переходе на Max в вузах по всей России. С 10 ноября (с даты рассылки письма Минобрнауки) по 19 ноября только проект “По собственному желанию” получил 18 обращений из 17 вузов и сузов с жалобой на принудительный переход в Max. Запросы поступали из 12 регионов, более 30% обращений – из Москвы. Среди других регионов есть также Иркутская, Новосибирская и Тюменская области, Республика Башкортостан, ХМАО. Но жалобы о принуждении поступали в проект и до этого – уже с августа. “По собственному желанию” – правозащитный проект, созданный при поддержке ОВД-Инфо (включен в реестр “иноагентов”). Команда оказывает бесплатную юридическую помощь бюджетникам и студентам, чьи права нарушаются на работе или учебе: предоставляет юридические консультации, помогает сост
авлять жалобы и иски, сопровождает дела в судах. Вот лишь некоторые из обращений, которые правозащитники получили за последние несколько дней.
Москва: “Наши преподаватели, а также представители факультета заставляют принудительно регистрироваться в мессенджере Max. Использовали формулировки “вы противопоставляете себя факультету, если не зарегистрировались в Max”. Выпускникам угрожали отказом в выдаче диплома. 10 человек из группы, в которой 30 человек, из-за страха или поддержки установили Max. Пока последствий не было, но обещают”.
Тверская область: “Заставляют скачать приложение Max. Куратор грозится отправить к директору, где, с ее слов, будет идти разговор по-плохому (также намекали на отчисление)”.
Тюменская область: “В нашем вузе тоже хотят заставить скачать мессенджер Max. Типа все важно и все обязательно. В чат прислали сообщение: “Все должны установить на телефоны мессенджер Max. Сделайте это сегодня, завтра мы создадим группу. Пришло распоряжение. Придется это сделать”. В принципе, все прошло адекватно и даже без угроз со стороны вуза. Однокурсники, у которых был айфон, просто сменили регион в AppStore, чтобы он не был доступен. А те, у кого андроид-девайсы, тоже сделали вид, что не могут скачать, – у них тоже был установлен другой регион в плеймаркете. Но все-таки пару человек зарегистрировалось и присоединилось к беседе в Max. Мне известно, что кураторы групп в качестве отчетности должны предоставить скриншот с беседой и ничего более. У нас есть беседа во “ВКонтакте”, где до сих пор подают необходимую информацию”.
Принуждение к установке Max нарушает как минимум три статьи Конституции, закон “Об образовании” и нормы трудового законодательства. При этом эксперты оценивают Max как небезопасный мессенджер по ряду причин: “закрытый исходный код (невозможно проверить на уязвимости), вероятное отсутствие сквозного шифрования (переписка может стать доступной третьим лицам).
“В ряде вузов требование установить Max, помимо письма Минобрнауки, также подкрепляется внутренним распоряжением – например, приказом ректора. Так было в Воронежском техникуме, – пояснили в проекте “По собственному желанию”. – Однако чаще требование перейти на Max просто рассылается по рабочим почтам преподавателей и академическим чатам студентов (через кураторов групп). При этом администрация может как формально отнестись к исполнению требования, так и вести списки зарегистрировавшихся, угрожать объяснительными, недопуском к экзамену, отработками или даже отчислением/увольнением в случае отказа. Мы считаем, что это системная попытка сделать использование Max обязательным и нормализовать расширенный цифровой контроль над студентами и работниками вузов”.
Жизнь с Max’ом должна быть только по любви, а не по зачету, уверены составившие петицию правозащитники.