Гомо Путинус. В апреле идеолог Кремля Александр Харичев написал “план для путинизма”. В своем новом эссе он представляет образ “человека будущего” России.

Кремлевский чиновник Александр Харичев опубликовал новое очерк. В качестве руководителя команды администрации Путина по “мониторингу социальных трендов” Харичев играет центральную роль в формировании идеологической доктрины режима. В своем последнем манифесте он излагает свою визию того, как России следует выращивать “человека будущего”, акцентируя внимание на философских занятиях, больших семьях и самопожертвовании. Он также выделяет то, что он называет “главные угрозы” для страны, включая гражданскую войну и демографический спад.

В последнем своем эссе “Цивилизация России” кремлевский чиновник Александр Харичев заявил, что россияне ценят коллективизм выше индивидуализма и готовы пожертвовать собой ради блага государства.

Его последняя публикация “Кто мы?” появляется в ноябрьском номере журнала “Государство”, издаваемого Российской Президентской Академией Национальной Экономики и Государственного Управления (РАНХиГС). Главный редактор журнала, политический стратег Андрей Полосин, считается близким союзником Сергея Кириенко, заместителя начальника администрации президента, ответственного за внутреннюю политику Кремля. Полосин также создал пропагандистский курс “Основы российского государственного строя”, который стал обязательным для всех первокурсников с 2023 года.

Наша единственная надежда – это вы. Поддержите Meduza, пока не поздно.

В своей новой статье Харичев предлагает дополнить курс Полосина модулем по “русской философии”. Он также призывает расширить учебные планы по русской истории, которые стали обязательными для всех студентов вузов с 2023 года, независимо от их специальности. В настоящее время общий курс философии, ориентированный на философские традиции со всего мира, обязателен только для студентов гуманитарных специальностей. Харичев объясняет свое мнение следующим образом:

После многолетнего догматического преподавания марксизма-ленинизма по-прежнему существует определенный предвзятый подход к философии в России. Это можно кардинально изменить, создав учебник по русской философии. Учебник должен ответить на главный вопрос: что такое человек и в чем истинный смысл существования?

Харичев утверждает, что российскому высшему образованию необходим более сильный “социально-гуманитарный ядро”. Параллельно с “русской философией” он выступает за обязательные курсы по российскому праву, культурологии и экономике. Он настаивает на том, что эти предметы должны также преподаваться студентам инженерных специальностей, которые в настоящее время имеют мало контакта с гуманитарными науками. “Невозможно стать менеджером в производстве – что является миссией инженера – без понимания, как работает мир”, – пишет он.

Он также упоминает предстоящие “законы о патриотическом образовании”, которые, по его словам, скоро будут объявлены. Российские СМИ сообщили, что Кремль начал разрабатывать такое законодательство прошлой осенью, намереваясь представить его в Государственную Думу в начале 2025 года, хотя этого пока не произошло. Согласно Харичеву, в закон будут включены конкретные KPI для должностных лиц, ответственных за патриотическое образование, хотя он не предоставляет деталей о том, какими будут эти показатели.

Харичев затем обращается к демографии, призывая к агрессивной кампании по поощрению создания многодетных семей. Он аргументирует, что фильмы и рекламные ролики “не должны показывать семьи с [только] одним или двумя детьми”. Это несмотря на то, что, согласно его официальной биографии на сайте ВЦИОМ (Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения), сам Харичев имеет двоих детей.

Многие из тем в новом эссе Харичева повторяют его предыдущие работы. Как и в его предыдущем произведении, например, он предостерегает от угрозы “гражданской войны”. Однако, кажется, он не относится к какому-либо непосредственному риску в современной России, а скорее к потенциальным внутренним разделениям, которые могут возникнуть в любом обществе.

Предупреждение поступает в рамках более широкого перечня угроз, якобы стоящих перед Россией, включая “фрагментацию общества”, “раскол страны” и “потерю способности страны бороться за свое собственное сохранение и развитие”. Харичев пишет:

Мы прошли через это по крайней мере дважды в нашей истории – в XVII и XX веках. И кто сказал, что это не может повториться? Причинами могут быть что угодно, от этнических или религиозных напряжений до конфликтов поколений или собственности. Но это рисковано – или, скорее, это вызов и угроза – всегда присутствует в любой социальной системе.

В статье “Цивилизация России”, опубликованной в апреле, Харичев выразил подобное предостережение о “потере внутреннего единства” и “расколе общества”.

Исторические примеры – от Смутного времени до революций XX века – очевидно показывают, что когда общество раскалывается, стоят под угрозой государственность. Противоречия могут быть разными – социальными, политическими, моральными или духовными, но результат всегда один и тот же: разделенная страна становится легкой добычей для внешних сил.

Оба эссе также сосредоточены на других ощущаемых вызовах, включая “угрозы для суверенитета” и демографический спад.

В “Кто мы?” Харичев также повторяет еще один ключевой момент из “Цивилизация России”: предполагаемый “жертвенный характер” русского народа. “Для нас сама жизнь кажется значительно меньшей, чем для западного человека. Мы считаем, что есть вещи важнее простого существования. Это, по сути, основа любой веры,” – утверждает он.

В обоих эссе Харичев подчеркивает, что русские ценят веру выше рационализма, а доверие и справедливость выше формального закона.

В заключении “Кто мы” он заявляет, что главная миссия Кремля – выращивать “человека будущего” – личность, посвященную “сохранению и развитию нашей цивилизационной системы.” По видению Харичева, этот человек будет “служить государству”, иметь “троих или более детей” и ставить интересы коллектива выше своих собственных.

Путь самурайки. Первая женщина на посту японского премьера уже заслужила похвалы Трампа и улыбку от Си Цзиньпина.

“Партия власти” потерпела неудачу. Американские заметки Павла Палажченко. Серия 5. Утро после выборов. “Перезагрузка” молодежи. Не только популисты.