Государственная дума в третьем чтении утвердила поправки о штрафах за поиск материалов в интернете, которые считаются “заведомо экстремистскими”. Эти поправки были предложены в законе об экспедиторской деятельности, но из-за широкого общественного резонанса, возникшего после второго чтения, третье чтение было перенесено на неделю. И вот, долгожданное заседание состоялось.
Выступление на заседании провел спикер Государственной думы Вячеслав Володин. Он отметил, что настоящее время отличается от прошлого и полно вызовов, включая военные действия. По его словам, принимаемые решения должны соответствовать сложившейся ситуации и направлены на защиту интересов граждан. После обсуждения поправок депутаты проголосовали – за 306 депутатов (68% от присутствовавших), против – 67 (15%), а еще 22 депутата воздержались.
Инициатива была поддержана депутатами от партии «Единая Россия», которая владеет 325 креслами в Государственной думе. Однако партия “Новые люди” с 16 креслами выступила против принятия поправок. Также против выступили КПРФ и Справедливая Россия. Перед голосованием выступил министр связи Максут Шадаев, который будет отвечать за частичное внедрение новых норм.
Министр призвал голосовать за поправки, пояснив, что они призваны обеспечить баланс. С одной стороны, исключить распространение экстремистского контента, а с другой – не блокировать западные платформы полностью, сохраняя возможность доступа к ним при некоторых ограничениях.
Противники нового закона вышли с пикетами к зданию Государственной думы. Некоторых из них задержала полиция. Новые поправки вводят несколько статей в Кодекс административных правонарушений. Одна из них предусматривает штраф до 5 тысяч рублей за поиск “заведомо экстремистского” контента, а другая – использование VPN как отягчающего обстоятельства. Также введены крупные штрафы за рекламу услуг VPN.
С 1 сентября операторам связи будет необходимо отслеживать активность пользователей и предоставлять запросы о данных силовым структурам по требованию. Таким образом, в России впервые будут штрафовать за попытку доступа к запрещенному контенту, а не только за его создание или распространение.