Что произошло?
Владимир Путин подписал новый закон о “защите” русского языка. Закон вступит в силу 1 марта 2026 года и будет регулировать общедоступную информацию о товарах и услугах, включая вывески, этикетки, плакаты, витрины магазинов и другие рекламные материалы.
Многие СМИ сообщили, что закон фактически запрещает использование иностранных языков на вывесках и потребует от бизнеса перевести всю потребительскую информацию на русский язык. Однако на самом деле закон не явно запрещает использовать англицизмы, и его неоднозначная формулировка оставляет возможность бизнесу самостоятельно решать, как и когда включать иностранные термины.
Подождите – разве законодатели хотели запретить английские слова?
Да, оригинальный проект закона действительно содержал довольно строгие формулировки. Законодательство по защите русского языка было впервые представлено в Государственной Думе в конце 2023 года группой законодателей, включая Елену Ямпольскую (которая стала советником президента по культурным вопросам в прошлом году), певца Дениса Майданова и Александра Хинштейна (который ушел из парламента в декабре 2024 года и был назначен губернатором Курской области).
По первоначальному предложению, бизнесам было бы необходимо использовать русский язык (а также другие официальные языки Российской Федерации) на вывесках, информационных щитах, плакатах, объявлениях о распродажах, часах работы и других рекламных материалах. Иностранные языки, особенно английский, разрешались только как дополнительное сопровождение, совмещаясь с идентичной версией на русском языке. Первоначальная формулировка также запрещала использование англицизмов в названиях продуктов или услуг, даже если русский перевод указывался мельчайшим шрифтом, в круглых скобках или на полях.
Горькая правда заключается в том, что события в России также затрагивают вашу жизнь. Помогите Meduza продолжать доставлять новости из России читателям по всему миру, создав ежемесячное пожертвование.
“Использование вывесок и дисплеев с [английскими] словами типа ‘кофе,’ ‘свежий,’ ‘распродажа,’ ‘магазин,’ или ‘открыто’ должно быть невозможно,” – писали авторы закона. Они также предлагали обязать телевизионные и радиовещатели исключить иностранные слова и фразы из своих программ.
В пояснительной записке законодатели заявили, что их целью является создание “национально ориентированной среды” и защита русского языка от “использования иностранных слов в общественных пространствах”. Президент Владимир Путин поддержал инициативу в то время. В феврале 2025 года Государственная Дума приняла законопроект в первом чтении.
Когда в законе произошли изменения?
Буквально за несколько дней до второго и третьего чтений в июне 2025 года. Пересмотр был впервые замечен Агентством и Faridaily.
Под давлением как со стороны бизнеса, так и со стороны правительства законодатели пересмотрели или полностью удалили многие из наиболее спорных положений закона. В официальном обзоре правительство предупредило, что запрет иностранных слов на этикетках продуктов противоречил бы Гражданскому кодексу и существующим техническим регламентам по маркировке продуктов, создавая “правовую неопределенность”. Торговые сети и интернет-компании также указали на то, что закон мог бы заставить бизнес потратить миллиарды рублей на обновление вывесок и материалов для потребителей.
Финальная версия закона сохранила серию декларативных утверждений о культурной ценности “норм современного русского литературного языка”, но содержала очень мало конкретных ограничений по использованию иностранных слов.
Технически закон разрешает использование иностранных слов, если нет широко используемого русского эквивалента, но слова должны содержаться в нормативном словаре, утвержденном правительством.
Текст не запрещает англицизмов в рекламе или латинском скрипте на вывесках. Единственным оставшимся (и примечательно неоднозначным) требованием для бизнеса является то, что их материалы должны “соответствовать нормам современного русского литературного языка”.
Ограничения также не распространяются на зарегистрированные товарные знаки. И если название компании указано в Едином государственном реестре юридических лиц латиницей, его можно использовать на вывесках.
Законодатели также убрали пункт, который бы предписывал несутствие ответственности за принятие законов или правил, “направленных на ограничение использования русского как государственного языка”.
Остались ли какие-либо ограничения в законе?
Да. С 2026 года застройщикам будет запрещено использовать латинский алфавит в названиях вновь строящихся жилых комплексов. Хотя это и не является широко распространенной проблемой – застройщики оценили, что лишь около семи процентов жилых комплексов в настоящее время содержат иностранные слова в названиях – закон все же нацеливают на эту практику. Тем не менее, иностранные слова по-прежнему будут разрешены, если они написаны кириллицей. В своем обзоре правительство подчеркнуло необходимость сделать это исключение.
Таким же образом, законодатели отменили поправку к Градостроительному кодексу, которая предписывала использование русского (или других официальных языков Российской Федерации) при наименовании общественных объектов и инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях.
Значит ли это, что российские законодатели откажутся от контроля за использованием иностранных слов?
Вряд ли. Российские политики и чиновники кажутся решимыми продолжать символическую кампанию против заимствований в русском языке.
Прямо перед вторым и третьим чтениями законопроекта, председатель Комитета Государственной Думы по культуре Ольга Казакова предупредила, что законодатели будут продолжать работу над новыми “ограничениями иностранных слов в коммерции”. В начале июня 2025 года Владимир Путин также призвал к очищению от того, что он описал как “вульгарные заимствования, загрязняющие и искажающие наш язык”. Он подчеркнул необходимость более частого использования кириллицы в общественных пространствах.
Тем временем, одна из оригинальных соавторов закона, Елена Ямпольская, описала принятие закона как “победу”. По ее словам, “конфликт — прямо до окончания перед голосованием — был адским”. Вячеслав Володин, спикер нижней палаты парламента, заявил, что новый закон, якобы, поможет защитить Россию от “влияния Запада и [Джорджа] Сороса”.