Демократический сдвиг в Грузии. Поскольку протесты продолжаются и правящая партия подавляет оппозицию, может ли экс-президент Саломе Зурабишвили предложить политическую альтернативу?

26 мая Грузия отметила День независимости — событие, совпавшее с 180-м днем подряд антиправительственных демонстраций. Протесты начались прошлой осенью после того, как правящая партия “Грузинская мечта” объявила победу на оспариваемых парламентских выборах и заявила, что приостанавливает переговоры о присоединении к Евросоюзу до 2028 года. Грузины вышли на улицы городов по всей стране, требуя европейскую интеграцию, повторного голосования и освобождения задержанных протестующих. Оппозиционные законодатели отказались занять свои места в парламенте, но это не остановило “Грузинскую мечту” от избрания нового президента на замену непокорной Саломе Зурабишвили.

В 73 года Парижской Зурабишвили, пройдя долгий путь в политике, возвысилась через дипломатическую службу Франции, став министром иностранных дел Грузии, а затем первой женщиной-президентом. Избранная с поддержкой “Грузинской мечты” в 2018 году, Зурабишвили стала одним из наиболее ярких критиков правящей партии. Поддерживая крепкую позицию в пользу ЕС, союзничая с протестующими, вето законопроекты, и выносимая импичмент не раз — Зурабишвили осталась на передовой борьбы с правительством, используя свои международные связи и пытаясь координировать разделенную оппозицию.

В постах в социальных сетях Зурабишвили часто говорит о необходимости “истинной политической альтернативы”, считая, что “Грузия должна быть готова — с демократическими силами, готовыми обеспечить стабильность и возглавить страну, когда придет изменение”. С продолжающимися месяцами демонстраций и неослабевающими репрессиями Грузинской мечты, может ли сама Зурабишвили стать той политической альтернативой, которую многие в Грузии ищут? Исследователь Гуга Чомахидзе сообщает для издания The Beet.

Более столетия назад, когда Грузия была еще под влиянием Имперской России, один из самых видных умов нации Нико Николадзе писал с упорством: “Просвещение и процветание были достигнуты не в их [европейцах] колыбелях, а достигнуты благодаря усилиям”.

С этими словами он призывал своих соотечественников обратить лицо на запад, принять идеалы свободы и самоопределения, и превратить Грузию в современное, процветающее и индустриальное государство. Его призыв, подкрепленный многими из его наиболее выдающихся современников, нашел свое воплощение в создании Первой Грузинской Республики в 1918 году, смелого демократического эксперимента, выделявшегося среди разрушающихся империй старого мира.

Республика установила первый многонациональный, многонациональный, включающий женщин парламент на континенте Европы и приняла некоторые из самых либеральных и продвинутых законов своего времени. Республика оказалась короткоживущей. В 1921 году Красная Армия вторглась, уничтожив молодую республику и разбросав ее лидеров по зарубежным землям.

В марте того же года в черноморском портовом городе Батуми корабль “Анатолия” взвел якори, унося с собой некоторых последних защитников уходящей независимости Грузии в изгнание. Среди них был Иван Зурабишвили, один из основателей Грузии, и его жена Нино, дочь видения Нико Николадзе. Их уход не отмечал конца борьбы, а лишь начало долгого межпоколенческого сопротивления.

Дипломат

Столетие спустя правнучка Николадзе, Саломе Зурабишвили, стоит в центре продолжающейся демократической борьбы Грузии. Страна находится на седьмом месяце национальных протестов против все более пророссийской правящей партии “Грузинская мечта”. Родившись в Париже в 1952 году в семье грузинских политических изгнанников, Зурабишвили выросла, пропитавшись антисоветскими интеллектуальными традициями диаспоры. Ее семья, бежавшая от советского захвата Грузии, никогда не переставала мечтать о возвращении в демократическую родину.

Зурабишвили стала профессиональным дипломатом, продвигаясь через французскую дипломатическую службу и занимая высокие должности в ООН, НАТО и посольстве Франции в Вашингтоне, округ Колумбия. Она прибыла в Грузию в 2004 году в качестве французского посла. Поднимаясь на волне Розовой революции, тогдашний президент Михаил Саакашвили назначил ее министром иностранных дел.

Саломе Зурабишвили, тогда министр иностранных дел Грузии, и госсекретарь США Колин Пауэлл после встречи в Государственном департаменте в Вашингтоне. 1 июня 2004 года.

Зурабишвили быстро стала популярной, но поларизующей фигурой. Хотя ее хвалили за роль в переговорах о выводе российских военных баз из Грузии, ее уволили менее чем через год из-за политических разногласий. Это было первым из многих случаев, когда она оказывалась на обочине.

Тем не менее, Зурабишвили оставалась вовлеченной в оппозиционную политику. Перед президентскими выборами 2013 года она публично поддержала главного соперника Саакашвили — миллиардера Бидзину Иванишвили и его партию “Грузинская мечта”, считая, что именно они способны поразить уничтожавшую силу объединенного движения национального движения Саакашвили. Хотя ей было запрещено участвовать в выборах из-за двойного гражданства, Зурабишвили отказалась от французского паспорта в 2018 году, и выиграла президентские выборы по билету “Грузинской мечты”.

Многие видели реализованный поддержкой “Грузинской мечты” президентский бег Зурабишвили как капитуляцию. Ее кампанию темными пятнами были обвинения в покупке голосов, запугивании и злоупотреблении госресурсами, что привело к доверительному рейтингу, колебавшемуся в районе 15 процентов. Ее одобрение было также низким, по данным опроса Международного республиканского института ноября 2019 года, лишь 23 процента респондентов воспринимали ее благосклонно.

“Пылкие, но в основном мирные протесты…”. 5 лет назад при задержании умер Джордж Флойд, и в США начались массовые беспорядки, которые предпочитали не замечать.

Ставка на народ. Центробанк снизил ключевую ставку, так как правительство стремится увеличить сбор налогов с населения.