Деньги хранятся “под ковром”. За три года стоимость авиабилетов удвоилась. Государство переложило расходы авиакомпаний на пассажиров.

Фото: Агентство «Москва».
Год закрытого неба – Почему нет интернета и самолета? Девушка из Бангладеш в аэропорту Пскова, как пришелец. Она не говорит по-русски. Однако учится в России на врача… Объяснять шатдаун и план «Ковер» бесполезно, просто говоришь: “Жди”. И она ждет. Из аэропорта Пскова никуда не уйдешь. Во-первых, нельзя вызвать такси без интернета, который именно тут отключили. И если успешно вызовешь – во-вторых, ночной город не предоставляет интернета для проверки, открыли ли небо из соображений безопасности, в российских городах периодически отключают передачу данных по мобильной связи. Кафе с Wi-Fi давно закрыты, уже позднее время. Люди сидят на улице на траве – внутри не хватает места, а ресторан закрыт.
Воду раздают, но стульев нет. Почему местным чиновникам не приходит в голову просто привезти стулья, матрасы, термосы с кофе или воду в полный народа аэропорт? Да, авиакомпания раздаст воду после двух часов задержки рейса. Но возможно было бы и проявить человечность. В Мурманске то же самое: глушат интернет, рейсы задерживаются и отменяются. Когда подруга, ожидающая вылет несколько часов, все-таки улетит, ее самолет вместо Шереметьево приземлится в Пулково, и спустя время она обнаружит, что билеты на ближайшие поезда в Москву люди расхватали еще из салона самолета, и ей придется застрять почти на сутки. В дни широкого воздействия “Ковра” как на Москву, так и на Питер, таксисты хорошо зарабатывают: пассажиры делают скидки, чтобы быстро добраться в нужный город, благо по платной дороге это быстро. В августе такой “рейс” стоил 25 тысяч. Однако, как рассказывают пассажиры, если успеть к началу, но позже, когда спрос растет пропорционально отчаянию, можно заплатить и 60.
2025 год – год закрытого неба. Пик произошел 18-22 июля, когда в московском и петербургском авиационных узлах было отменено 517 рейсов из-за атак беспилотников. Еще 169 самолетов направились на запасные аэродромы. Больше всего пострадали пассажиры, которые вылетали или прилетали в Шереметьево – более 160 рейсов были отменены. Это оказало влияние на работу других аэропортов: отмены вылетов из-за отсутствия прибывающих самолетов, некоторые авиакомпании с ограниченным парком перенаправляли свои самолеты на другие направления, оставляя пассажиров задержанных рейсов без возможности быстро улететь даже в случае отмены “Ковра”. Этот коллапс стал вторым и самым крупным за год. До этого самыми черными днями были 5-7 июля, когда из-за атак беспилотников были отменены 485 рейсов, а 1,9 тысячи задержаны. Во время этих событий люди сутками выживали в аэропортах, стояли в очередях, чтобы получить талоны на питание или штамп об отмене рейса. Пассажиры обрушили свои гнев на службы поддержки и авиакомпании. По данным страховщиков, задержки рейсов в России удвоились за первые 6 месяцев. В результате рекомендации агрегаторов билетов по подготовке к путешествию напоминают чек-лист перед трудным походом: “Удобная одежда, заряженный пауэрбанк, лекарства, контакты службы поддержки, страховка”.
На сайте “Аэрофлота” появился раздел “Как действовать при отмене или задержке рейса”. Некоторые новостные сайты также имеют рубрику “Какие рейсы отменены или задержаны сегодня”. Например, 17 октября с проблемами работали аэропорты Пулково, Шереметьево, Домодедово, Внуково, Новосибирск, Самара и Сочи. 18-го – Калуга, Пенза, Самара, Уфа, Ярославль, Сочи, Ульяновск, Саратов, Самара, Нижний Новгород, Краснодар, Казань, Ижевск и Тамбов. Всего в эту ночь в стране задержали не менее 120 рейсов. Наиболее трудно было в Уфе, где было задержано 42 рейса на прилет и вылет. В Сочи – по 12 на прилет и вылет. В 2025 году план “Ковер” был объявлен практически во всех аэропортах России, даже в тех, что далеко от границы с Украиной. Например, в калужском Грабцево было более 60 процедур по “Ковру” к концу сентября. В общем, российские аэропорты вводили ограничения из-за беспилотников практически 500 раз в течение года. Закрытое небо воздействует как на людей, так и на перевозчиков: с января по август рейсы российских авиакомпаний уменьшились на 2,2%. Режим черного неба начался 1 января: вечером первого дня временные ограничения ввели в пяти аэропортах: Калуги, Пензы, Саранска, Саратова и Ульяновска, а после полуночи также в Казани. 4 января закрылось Пулково – за 2 с половиной часа “Ковра” на запасные аэродромы ушли 20 рейсов. 5 января – Казань, Пермь, Саратов, Ижевск, Нижнекамск. Отмена ограничений не означает мгновенный вылет: чтобы вернуться в расписание, аэропорту понадобится несколько часов: задержанные самолеты ожидают разрешения на взлет, но оно не приходит, пока аэропорт назначения не подтвердит доступ для посадки. Если ограничили вылеты из нескольких городов одновременно, распределить их после открытия неба будет еще сложнее. Любая задержка рейса означает расходы для компании: пассажиров кормят, поят, размещают. Только за 5 и 6 июля, дни первого авиаколлапса, российские перевозчики потеряли около 20 млрд рублей из-за отмен и задержек рейсов.
Фото: Алексей Назаров / Коммерсантъ. “Коммерсантъ” посчитал: отмена одного рейса Boeing 737-800 с 158 пассажирами (20 мест бизнес-класса и 138 эконома) приводит к потере 15-23 млн рублей в зависимости от направления. При отмене 10 рейсов компания теряет 200 миллионов. Даже при минимальных ограничениях и возможности завершить рейс в ближайшем аэропорту, расходы остаются высокими. Уход одного самолета на запасной аэродром на 4 часа стоит в среднем от 1,5 до 2 млн рублей. В эти цифры не включены издержки пассажиров: упущенные билеты, дорогое питание в аэропортах. В Мурманске бумажная упаковка с гречкой и мясом стоит более 700 рублей. В сравнении с Норвегией, где цены на кофе и сэндвичи в аэропорту равны ценам в городских киосках, цены в России не снизились даже после трудных дней произошедших авиаколлапсов.
Долгое ожидание – это как гостиница. Авиакомпании предоставляют их пассажирам после 6-8 часов задержки. Но в переполненном зале ожидания становится невыносимо значительно раньше. Особенно с детьми. Однако даже по московским ценам мест в капсульных отелях не хватает. В многих маленьких аэропортах точно таких отелей нет. В июле Шереметьево закупило матрасы, которые раздавали пассажирам, задержанным из-за “Ковра”. В первую очередь – семьям с детьми. Матрасы появились также в других аэропортах Москвы и в Нижнем Новгороде. На этом фоне пресс-служба Шереметьево возмущенно сообщила, что блогеры распространяют провокационный контент о скоплениях пассажиров в аэропорту. В Пулково, где редко происходили атаки беспилотников, но чаще – перенаправление самолетов из других аэропортов, расширили зоны для размещения пассажиров, приобрели туристические коврики-пенки, дополнительные сидения и игры для детей.
Ограничения в полетах приносят убытки не только российским авиакомпаниям. Некоторые зарубежные перевозчики, которые продолжают делать рейсы в Россию, просто отменяли их. Например, рейсы Turkish Airlines исчезали из табло. По прошествии времени и российские компании стали склонны отменять рейсы вместо переноса. В таких случаях пассажиры имеют право на полный возврат билета, но процесс не мгновенный, и чтобы сразу купить билет на другой рейс, приходится платить самому. Официальные комментарии озабочены безопасностью пассажиров, возмущаясь их недовольством. Когда Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) рекомендовало странам Европейского союза воздерживаться от полетов в российские города западнее 60 градусов восточной долготы из-за ситуации с дронами, Росавиация ответила гневной реакцией. Они считают, что западные страны пытаются нанести вред репутации и экономике России. Когда европейские аэропорты начали закрываться из-за появления дронов, появились комментарии в Сети от ботов: что европейцы готовы на все, чтобы ослабить Россию. Примечательно, что ситуация с авиаколлапсами вызвала у людей негодование в сети, добавляя комментарии, что пострадали только курортники, тратящие деньги на отдых вместо протестов против дронов. Но это не так: авиаперевозки необходимы не только для отдыха, но и по делам, лечению, похоронам, а также для свободы передвижения. Именно поэтому авиаколлапсы затрагивают всех.
Авиаколлапсы – явление, связанное с СВО. И если так, то государству следовало бы помочь в смягчении последствий. Министерство транспорта выделяет средства на поддержку временно закрытых южных аэропортов в 2022 году. Например, на Краснодарском крае, авиап

Указ Путина в Будапеште, последствия новых санкций США против российской нефти и новые обвинения в военных преступлениях. Meduza обобщает главные новости, связанные с Россией, на 23 октября 2025 года.

В ночное время влетел беспилотный летательный аппарат в жилой многоэтажный дом подмосковного города Красногорска, пробив стену. Погибли 5 человек.