С февраля 2022 года в российские военные суды поступило более 20 тысяч уголовных дел, связанных с отказом от участия в СВО, по данным судов. Основная масса дел (18 159) возбуждена по статье “самовольное оставление части”. После “мобилизационных” поправок по ней грозит до 10 лет лишения свободы. Еще 1369 дел поступили за “неисполнение приказа” (максимум 3 года) и 1010 дел по статье “дезертирство” (до 15 лет заключения).
После рекордного 2024 года число новых дел не снижается: к весне 2025 года следователи и прокуроры направляют в суды около тысячи таких дел ежемесячно. Судьи выносят от 700 до 800 приговоров в месяц. В апреле 2025 года было вынесено 848 приговоров – в среднем 38 решений за рабочий день.
Один день в колонии-поселении Санкт-Петербургский горсуд приговорил краеведа Дмитрия Витушкина к году в колонии-поселении по делу о “распространении в интернете заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны”. За вычетом времени, проведенного в СИЗО, он будет в колонии всего один день. По версии обвинения, Витушкин разместил комментарий о финском снайпере Симо Хяюхя, воевавшем в Советско-финляндской войне. Суд увидел в этом утверждение, что между Германией и СССР в ходе Второй мировой были “союзнические отношения”. Витушкин признал вину.
“Фейки” и “дискредитация” Юргинский городской суд Кемеровской области приговорил Марияну Ооржак к году условно по статье о распространении военных “фейков”. Дело поступило в суд в конце мая этого года. Приговор о лишении свободы сроком на год был заменен на условный. В пресс-службе отказались комментировать, что послужило поводом для уголовного дела против Ооржак.
Промышленный районный суд Ставрополя приговорил Егора Филиппова к 1,5 годам принудительных работ по делу о повторной дискредитации армии. Филиппов признал вину и просил рассмотреть его дело в особом порядке – без исследования доказательств. Сообщается, что поводом для уголовного преследования стало сообщение Филиппова в некоем чате на 7 тысяч пользователей. Его содержание в опубликованной версии приговора не разглашается.
Ближайшее время в Дмитровском горсуде Московской области начнут рассматривать дело о повторной дискредитации армии против Александры Бызовой. На данный момент неизвестно, в чем обвиняют жительницу Подмосковья, но в прошлом ей уже назначались штрафы по административным статьям. По версии суда, она опубликовала материалы, которые дискредитировали использование ВС РФ. Бызова признала вину, отметив, что начала негативно относиться к действующему правительству и президенту РФ после начала СВО, публикуя материалы на своей странице в социальной сети.
Петродворцовый райсуд Петербурга отправил под домашний арест градозащитника и бывшего муниципального депутата Владимира Журавлева по статье о распространении “фейков” об армии по мотиву ненависти. Поводом для уголовного преследования стали несколько постов о спецоперации, размещенных Журавлевым в социальной сети в апреле 2022 года.
Григорий Иваненко был отправлен на принудительное лечение после того, как “объявил Путина в розыск”. Силовики утверждали, что в апреле 2024 года Иваненко разместил информацию о вознаграждении за объявление президента РФ в розыск. Уголовное преследование было прекращено.
Мещанский суд Москвы заключил под стражу мужчину по делу о конфиденциальном сотрудничестве с представителем иностранного государства. Точные обвинения неизвестны. Его мать подтвердила, что его отправили в СИЗО, но отказалась комментировать дело. Мужчина был арестован после серии “карусельных арестов”, составленных в основном по статье о мелком хулиганстве.
Центральный окружной военный суд в Екатеринбурге приговорил к 18 годам колонии офицера Евгения Алакаева, обвиняемого в госизмене и незаконном распространении сведений, составляющих гостайну. Процесс велся в закрытом режиме. Первые пять лет Алакаев должен отбыть в тюрьме, а оставшийся срок – в колонии строгого режима. Согласно следствию, в 2023 году он незаконно сфотографировал секретный документ и передал его представителю украинской церкви.
2-й Западный окружной военный суд приговорил к 17 годам заключения уроженца Казахстана Петра Горбунова по делу о госизмене. Ему вменяется сотрудничество с названной организацией, признанной террористической в России. Горбунов изъял взрывчатку и хранил ее дома для передачи ее представителю организации с целью терактов на территории Белгородской области.
Щербинский суд Москвы приговорил художницу Светлану Агибалову и ее партнера к колонии общего режима. Им вменяется угроза журналистам и вандализм в виде рисунков на дверях, что привело к уголовному преследованию. Агибалова и подсудимый назвали себя жертвами мошенников и объяснили действия заказами на рисунки посредством социальных сетей.
В Крыму жительницу оштрафовали за пропаганду ЛГБТ. Ей предъявили четыре мема с мужчинами в свадебных платьях, которые были признаны пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений. Девушка утверждала, что рисунки использовала как юмор и не видела в них пропаганды.
Краснодарский краевой суд приговорил к 13 годам колонии строгого режима человека по делу о госизмене. Ему вменяется передача сведений о российских подводных лодках представителю СБУ, а также оставление в гараже роутеров и сим-карт для террористических актов.
Эти судебные решения свидетельствуют о строгих мерах в отношении нарушителей законов и наказания за преступления, связанные с нарушением законов России.