Детокс, сад, без кондиционера и пешком. Удобства последних лет – это отказ от “традиционных ценностей”.

Фото: Александр Манзюк / Коммерсантъ.

Основу наших основ – это терпение. И равнодушие к неудобствам. Без чего мы можем обойтись? В принципе, без всего. Меня тут же поправят и скажут, что без водки обойтись мы не сможем никак! «Даже если будет восемь – всё равно мы пить не бросим», «Ты будешь меньше пить? – Нет, это вы будете меньше есть». Но эксперимент во Влогодской области, где вычурный губернатор Филимонов ограничил продажу спиртного в будни всего двумя часами, показал, что и без водки мы потерпим. Чистота эксперимента, конечно, относительная, ведь в выходные ограничений нет, а размах самогоноварения в регионе, где контролеры не до каждой глухой деревни доберутся, вообще никак не отследить.

Но вологодские будничные горожане никаких водочных бунтов не устраивали. Значит, схема рабочая. Да и какие схемы у нас не рабочие? Был я тут по делам совсем недавно в Иваново. Два дня в городе провел – на улице мобильного интернета нет. Не слышал, чтобы местные как-то возмущались. Ну нет и нет. Дома погуглим все, что нам нужно. Приспособился народ.

В Калининградской области – та же история. Едешь в электричке. На станции сеть еще есть, отъехал на двести метров – нету. Объясняют тем, что анклав – важнейший боевой форпост. А тут еще какого-то натовского генерала начали цитировать, что Запад может/хочет захватить область за три дня. Понятно, что стали всё глушить (так, по крайней мере, предполагается). А зачем в Иваново глушат – даже не говорят, принимают как данность.

А в Красноярске мобильного интернета не было больше недели (сейчас есть, кто знает?). Говорят, к концу этой недели жалоб стало меньше. Конечно, меньше – интернета же нет, мы и не узнаем, жалуются они или не жалуются. Это как в Советском Союзе не было катастроф и аварий. Так никто же про них не сообщал.

А если начинали болтать – по губам. Поэтому и кажется, что ничего не взрывалось и не падало. Но нижегородский губернатор Глеб Никитин подвел полезную базу под эти “мнимые неудобства”: “Хотелось бы обратиться к гостям нашего города, к туристам – отнестись с пониманием, воспринимать это как оздоровительную процедуру, детокс такой”. Но даже гуру фитнеса и здорового питания скажут вам, что детокс не может быть постоянным. Иногда нужно и “токс”.

Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ.

Вообще, про отключение интернета как универсальную меру мы писали еще после майских праздников, когда мобильный начали глушить в Москве перед парадом, а потом столичному примеру пошли следовать регионы, объясняя всё требованиями безопасности, хотя в опасности были далеко не все.

Вот и на этой неделе о том, что отрубать будут всех операторов связи, объявили во Владивостоке, который далек от зоны боевых действий максимально. Но нельзя же отрываться от коллектива – везде отрубают, а мы чем хуже? Но не одним лишь мобильным интернетом живо наше терпение. В новинку “Дважды Автомобильного Завода” (АвтоВАЗ) Lada Iskra за 1 250 000 рублей решили не ставить кондиционер. Главный инженер Виталий Логинов объяснил это тем, что на ВАЗе проанализировали рынок и увидели, что “не все россияне, так или иначе, пользуются кондиционером”.

Ну те россияне, которые продолжают донашивать продукцию автогиганта из Тольятти, конечно, не пользуются кондеями, потому что их там просто нет. И те, кто катается на автомобилях возрастом 20+ лет (а эта категория переживает бум на вторичке), видимо, тоже.

Отсутствие базовой автомобильной опции также можно воспринимать как детокс. Открыл в пробке окно, впустил в салон своей “Искры” выхлоп чадящего рядом КамАЗа – поди плохо! Нам говорят, что куда важнее датчик дождя. Сами-то мы дворники не включим, если ливанет, – а датчик поможет. Куда лучше кондиционера!

Тем временем сенатор Артем Шейкин посоветовал носить с собой наличные: “Лучше всегда иметь с собой немного наличных – хотя бы 500-1000 рублей. Этого достаточно, чтобы спокойно оплатить проезд, купить хлеб, воду или другие самые нужные вещи. Это не повод для паники, а просто мера на всякий случай. Понимаю, что такие ситуации могут вызывать тревогу – особенно у тех, кто привык к удобным цифровым сервисам”.

Совет разумный. И точно не повод для паники. Просветленные люди давно предупреждали, что вся эта цифровизация – от лукавого. Вот у нас даже и сатанизм* запретили уже – пора присмотреться и ко всем этим куар-кодам, СБП и прочей ереси. Был не так давно в храме, нужно было заплатить небольшую денежку. Женщина передо мной стояла. Ей тетка церковная строго сказала, что карту эту совать не надо – “деньгами платите”. Грозно так сказала – на будущее, чтоб не дурила. Деньги надо при себе иметь, а не карточки! К слову, о сатанизме и таком же запрещенном в России ЛГБТ*. Другие умные люди давно говорили, что все эти благотворительные фонды только такую мерзость и поддерживают – доверяйте государству, оно не бросит, оно всем обеспечит.

Ну и всякое по мелочи. Мол, не жалуйтесь, что самолеты не летают – дома тоже можно прекрасно отдохнуть или на даче поработать, заодно себе на прокорм помидоров и огурцов вырастить, вместо того чтобы жаловаться на цены в магазине.

Все эти удобства – проявление избалованности и инфантилизма. Всё это “сервисное государство” – из той же оперы. Чини своими руками то, что сломалось, а не жди узбека-сантехника. Заодно и мигрантов меньше будет, которые тебя так достали!

Предела терпению нашему и готовности к лишениям, судя по всему, нет. Да и раньше не было. Вся наша история – это история лишений и терпений. А появившиеся в нашей жизни удобства – это отрыв от традиционных ценностей, по сути. Пока не зашли слишком далеко – надо поскорее отвыкать!

* Признаны экстремистскими движениями, их деятельность в РФ запрещена.

За три года в России было возбуждено 76 уголовных дел по поводу пожертвований Фонда борьбы с коррупцией. Только в этом году их число превышает 30.

Признаки прав и ценность государства. Конституционный суд отказался рассматривать жалобу политзаключенного Горинова на приемлемость статьи УК о «фейках».