Новый бюджет России включает налоговые повышения, которые Кремль знает, что вызовут недовольство у населения. Поэтому правительство Путина выдало подробные инструкции государственным и проправительственным СМИ о том, как представить непопулярные меры – от обвинения Запада до утверждения, что безопасность и социальные программы важнее небольших финансовых трудностей. И, конечно же, имя Путина должно быть исключено из покрытия налоговых вопросов. Специальный корреспондент Meduza Андрей Перцев получил доступ к новым рекомендациям, чтобы увидеть, как Кремль планирует продать повышение налогов общественности.
Новый бюджет на 2026 год был принят Государственной Думой России 18 ноября на втором чтении. План включает повышение ставки НДС с 20 до 22 процентов и увеличение налогов на малые и средние предприятия. Также на том же заседании законодатели утвердили “технологический сбор”, который будет взиматься с импортеров и производителей бытовой техники и электроники.
Кремль отлично понимает, что эти меры непопулярны. Meduza рассмотрела набор рекомендаций, подготовленных администрацией Путина для государственных и проправительственных СМИ, предназначенных для помощи им в презентации новых политик в соответствии с линией Кремля.
Во-первых, в рекомендациях журналистам указано говорить зрителям, что виновата Запад в налоговых повышениях: предписывается скрипт, в котором говорится, что западные страны увеличивают военные расходы, что заставляет Россию “принять ответные меры”. Во-вторых, журналистов должны акцентировать внимание на том, что повышение налогов, якобы, сохранит социальные льготы и обеспечит национальную безопасность. Авторы также четко указывают, что общественность не должна ассоциировать эти непопулярные решения с личностью Владимира Путина лично – СМИ настоятельно рекомендуется избегать упоминания его имени в статьях о росте налогов.
Кремль видит повышение ставки НДС как “наиболее чувствительную” меру. Пропагандистам говорится убедить читателей, что “небольшое увеличение налогов” безусловно лучше, чем сокращения социальных расходов.
Для поддержки идеи о том, что российские власти действуют правильно, администрация Путина рекомендует ссылаться на европейские страны, которые якобы “сокращают социальные программы для финансирования оружия”. В то же время проправительственным СМИ следует напоминать аудитории о новых социальных и инфраструктурных проектах в России. “Не нужно отказываться от них – лучше чуть больше внести денег на безопасность”, – предлагают указания.
Авторы также обращаются к общественным опасениям, что более высокие налоги повысят цены. Для смягчения этих опасений, журналисты направлены сказать, что изменения налогов будут иметь лишь “минимальное” влияние на инфляцию. Кроме того, администрация Путина призывает приверженных СМИ переключить внимание на отдельное повышение налога на букмекеров, представив его как “справедливую” меру.
Документ также предлагает риторическое уловку для смягчения восприятия налоговых изменений – и даже чтобы охарактеризовать правительство как щедрое. Непопулярные меры теперь должны описываться как “конец льготного периода”. Один из ключевых аргументов написан следующим образом:
Когда бизнесу было тяжело, государство пришло на помощь. Но это не могло длиться вечно.
В то же время, рекомендации утверждают, что повышение налогов затронет лишь 15 процентов компаний. Они также аргументируют, что упрощенная налоговая система России заставила некоторых предпринимателей разделять свои бизнесы, чтобы снизить налоговое бремя.
Отдельный раздел сосредотачивается на новом “технологическом сборе”, который компании, продающие импортированную электронику и бытовую технику, должны будут платить в следующем году (и которое в конечном итоге будет нести потребитель). Проправительственным журналистам рекомендуется описывать этот сбор как “перспективное решение”, которое обеспечит “продолжение роста” российской технологии.
Администрация также рекомендует персонализировать объяснения налоговых повышений для разных аудиторий. Сторонникам войны следует прямо говорить, что доход будет использован “для увеличения финансирования специальной военной операции”. Но журналисты советуются не привлекать внимание к этому аспекту, когда обращаются к аудиториям, не поддерживающим войну.
В конечном итоге, по мнению Кремля, общественность должна почувствовать “реальную опасность от Запада и Украины” и прийти к выводу, что увеличение расходов на безопасность логичный ответ. Для направления читателей к такому заключению, СМИ ободряются публиковать “воинственные заявления” европейских и НАТО лидеров. В отличие от обычного освещения, пропагандистов просим не издеваться над этими заявлениями, а вместо этого подчеркивать “серьезность их намерений”.
Для достижения желаемого эффекта администрация Путина даже разрешает пропагандистским СМИ “предсказывать”, что Россию ждут более частые пограничные удары и что “[Саботажные операции Украины] будут усиливаться”. Цель, согласно документу, – вселить простую веру в общественность: “Жизнь важнее вашего кошелька”.