По всей России стоимость церковных обрядов значительно выросла с начала полномасштабного вторжения в Украину. “Добровольные пожертвования” на свадьбы, похороны и крещения растут намного быстрее, чем инфляция, даже при увеличении спроса на похоронные услуги из-за нарастающих потерь военного времени. Служба на русском языке Радио “Свобода” РФЕ/РЛ изучила, как Русская православная церковь подняла цену веры. Meduza подводит итоги материала издания.
Когда Анастасия, жительница Копейска в Челябинской области России, отправилась заказывать молитвы памяти для умерших родственников, она была поражена новыми ценами. Два года назад она платила 100 рублей ($1.25) за имя на год. Теперь та же молитва стоит 5 000 рублей ($62) за имя.
“Я увидела прайс-лист и застыла”, – сказала она журналистам. “Раньше я давала 1 000 рублей [$12.50] и указывала десять имен. Теперь за одно – 5 000. Я не могла в это поверить.”
В ее церкви так называемые “добровольные пожертвования”, которые прихожане делают за религиозные обряды, резко выросли прошлой зимой. По всей России стоимость церковных услуг выросла почти на 40 процентов с начала полномасштабной войны, согласно недавнему анализу русскоязычной службы The Moscow Times.
Называть эти платежи “пожертвованиями” – это своего рода ошибка, сказал архиерей Андрей Кордочкин, бывший настоятель прихода. На практике они функционируют скорее как цены. Суммы обычно устанавливаются настоятелем церкви и различаются по регионам. “Ничего удивительного”, – сказал он, “что в центре Москвы суммы выше, чем в сельских районах.”
Прихожане в Москве подтвердили эту тенденцию. Поминальные услуги стоят дороже, свечи и иконы подорожали, а плата за крещение может достигать нескольких тысяч рублей. Некоторые принимают увеличение как неизбежное следствие времени; другие считают, что таинства должны стоить только то, что может позволить себе человек.
Самые крупные повышения цен – опережая официальную инфляцию – затронули наиболее часто запрашиваемые обряды: крещения, свадьбы и похороны. И спрос на похоронные услуги увеличился; согласно оценкам Meduza и Mediazona, более 200 000 российских солдат погибли с начала полномасштабного вторжения Москвы в Украину.
Большая часть денег, собранных церквями, остается на уровне прихода или епархии, согласно Николаю Митрохину, социологу и историку религии. Русская православная церковь действует как сеть юридически независимых организаций, пояснил он. Только небольшая доля доходов прихода направляется вверх, и еще меньшая часть достигает Московского Патриархата, который имеет собственные источники финансирования.
Кордочкин сказал, что есть практические причины для роста “пожертвований”. Церкви сталкиваются с повышенными счетами за коммунальные услуги и другие эксплуатационные расходы, а заработная плата сотрудников должна приспосабливаться к инфляции. В некоторых епархиях, добавил он, также требуется, чтобы парафии делали большие регулярные платежи епархиальным властям.
По данным ознакомленных с финансовой обстановкой церкви источников, некоторые епархии теперь повышают рекомендованные суммы пожертвований ежегодно через централизованные решения, частично чтобы избежать расхождений между соседними церквями, которые могли бы смутить или раздосадить прихожан.
Однако Кордочкин предостерегает, что необходимо сохранять тонкую грань. Священники несут ответственность не только за духовную жизнь, но и за поддержку сотрудников и поддержание работы церквей, отметил он. “Однако, – сказал он, – это фундаментально важно, чтобы люди, приходящие в церковь, не чувствовали себя, как будто они заходят в магазин.”
Потери России – Самый смертоносный год. Новое расследование от Meduza и Mediazona показывает, что Россия потеряла более чем 200 000 солдат в своей войне против Украины