22 июля украинский президент Владимир Зеленский подписал закон, лишивший два крупных антикоррупционных агентства их независимости. Этот шаг вызвал возмущение среди западных политиков и многих украинцев, с тысячами участников массовых протестов — первых с начала полномасштабного вторжения России. Всего через два дня Зеленский обещал восстановить независимость Национального бюро по борьбе с коррупцией (НАБУ) и Специализированного антикоррупционного прокурорского офиса (САПО), внедрив меры для защиты агентств от предполагаемого российского влияния.
Когда Зеленский подписал закон, он оправдал это решение как необходимый шаг в ответ на проникновение российских агентов. Однако критики утверждают, что основной мотив президента в ограничении полномочий антикоррупционных расследователей заключается в том, что они слишком сильно приблизились к его ближайшему кругу. В новом расследовании украинского новостного издания “Украинская правда” журналисты описывают события, которые привели к попытке президента разрушить независимую антикоррупционную инфраструктуру страны. “Украинская правда” известна своим критическим освещением деятельности Зеленского во время войны и обвинила его администрацию в “систематическом давлении” на их редакцию. Meduza подводит итоги их расследования.
Что делают НАБУ и САПО? И что им предъявляют?
Национальное антикоррупционное бюро расследует крупные коррупционные преступления — преступления, где финансовая стоимость или нанесенный ущерб превышают минимальную заработную плату не менее чем в 500 раз, или когда участвуют высокопоставленные чиновники. Специализированный антикоррупционный прокурорский офис, с другой стороны, является подразделением прокуратуры, которое контролирует расследования НАБУ и передает их в Высокий антикоррупционный суд Украины.
21 июля Служба безопасности Украины (СБУ) и прокуратура объявили о проведении операции с целью “нейтрализации российского влияния” в НАБУ и САПО. Официальные лица совершили облаву в домах 19 сотрудников НАБУ и штаб-квартире САПО. В то время руководители обоих агентств находились в командировке.
Были арестованы два человека. Один из них — Виктор Гусаров, офицер в секретном подразделении НАБУ. Ему предъявляется подозрение в утечке информации бывшему заместителю начальника охраны для Виктора Януковича, экс-президента, бежавшего в Россию во время протестов Евромайдана. СБУ утверждает, что предупредила НАБУ о потенциальных рисках, связанных с Гусаровым, но бюро не отреагировало. НАБУ, однако, настаивает, что совместно с СБУ проводило расследование по Гусарову и в конечном итоге не обнаружило против него доказательств.
Второй арестованный подозреваемый был Руслан Магамедрасулов, который возглавлял межрегиональное детективное подразделение НАБУ и координировал деятельность бюро в фронтовых регионах Днепропетровска и Запорожья. Согласно разведке СБУ, Магамедрасулов скрывал российское гражданство своего отца при подаче на проверку безопасности. Он также якобы помогал своему отцу продавать семена промышленного конопля в Дагестан. В качестве доказательства роли Магамедрасулова в качестве посредника СБУ опубликовала запись перехваченного разговора. Однако Центр по борьбе с коррупцией сообщает, что Магамедрасулов упоминал Узбекистан, а не Дагестан, в разговоре, распространенном СБУ.
Магамедрасулов также обвиняется в поддержании контактов с Федиром Христенко, пророссийским членом украинского парламента, покинувшим страну до полномасштабного вторжения России. Украинские власти считают Христенко агентом ФСБ, ответственным за контакты с НАБУ. По информации, Христенко организовал для сотрудников бюро роль “подстраховки” для олигарха Геннадия Боголюбова, который ушел из Украины в 2024 году с поддельными документами. НАБУ утверждает, что его сотрудники оказались в одном поезде с Боголюбовым случайно.
Также главный прокурор Украины обвинил троих сотрудников НАБУ в участии в дорожных происшествиях. По информации НАБУ, два инцидента произошли в 2021 году, а один в 2023 году. “В каждом из этих случаев”, сообщило агентство, “сотрудники НАБУ оказывали первую помощь пострадавшим, вызывали скорую помощь и полицию, и уведомляли соответствующие органы”.
От нескольких плохих яблок к гнилому дереву
21 июля, в день облавы, “Украинская правда” предложила три причины для нападения на НАБУ и САПО: (1) правительство действительно хочет очистить агентства от подозреваемых агентов России, (2) администрация Зеленского стремится подорвать агентства, представляя это как борьбу против российского влияния, и (3) администрация Зеленского хочет получить доступ к классифицированным материалам об антикоррупционных расследованиях против чиновников.
21 июля “Украинская правда” писала:
Если даже часть обвинений в связях с “российским” влиянием верна, очевидно, что руководство НАБУ должно стремиться ликвидировать “российских агентов” и выявить любых “кротов” в своих рядах. […] Однако большинство арестов и облав, охватывающих детективов НАБУ [особенно расследования старых дорожных инцидентов], создают впечатление, что дискредитация агентства является одним из ключевых элементов всей этой истории.
Новостное издание предположило, что “законопроект о немедленной реаккредитации НАБУ в ближайшее время появится на рассмотрении Верховной Рады”. Фактически законодатели представили законопроект уже на следующий день — не для реаккредитации, а для подчинения НАБУ и САПО власти генерального прокурора, который назначается президентом. Закон был принят в течение одного дня.
Связи с делами внутреннего круга Зеленского
23 июня — месяц до лишения независимости — НАБУ обвинило заместителя премьер-министра и министра национального единства Олексея Чернышова в коррупции. Следователи утверждают, что он принимал взятки от застройщика KSM Group в обмен на утверждение строительства во время его работы министром по вопросам развития территорий и сообществ с 2020 по 2022 год. Чернышов был арестован, но вышел под залог в размере 120 миллионов гривен (2,9 миллиона долларов) менее чем за неделю.
Чернышов построил успешную карьеру под Зеленским и был широко признан одним из фаворитов президента и близким другом его семьи. По данным “Украинской правды”, в 2021 году он был единственным членом кабинета, приглашенным на день рождения Зеленского, прошедший во время пандемических ограничений. Даже когда его обвинили в коррупции, Чернышов не был удален с должности. Вместо этого через две недели после обвинений, Зеленский перестроил свой кабинет, и министерство Чернышова просто было расформировано.
Олексей Чернышов
Противостояние между офисом Зеленского и антикоррупционными властями Украины началось с расследования Чернышова, утверждает “Украинская правда”. Это был первый случай, когда такой высокопоставленный чиновник был назван подозреваемым в коррупции как при правлении Зеленского, так и при предыдущих украинских президентах. Этот конфликт может быть негативным для рейтинга доверия к Зеленскому, подобно другим скандалам, которые поставили в тяжелое положение его предшественника, Петра Порошенко.
После дела Чернышова офис президента приказал правоохранительным органам “сделать все возможное для уничтожения влияния НАБУ и САПО”, сообщили источники “Украинской правды”. Руслан Кравченко, новый генеральный прокурор, назначенный Зеленским, впоследствии потребовал файлы, касающиеся персонала НАБУ и САПО, и создал специальную группу прокуроров для их анализа.
Чернышов не был первой фигурой из внутреннего круга Зеленского, оказавшейся втянутой в крупное коррупционное расследование. В 2023 году под микроскопом НАБУ оказался еще один выдающийся член внутреннего круга Зеленского — заместитель начальника администрации Ростислав Шурма. Бюро начало расследование по сообщениям о том, что брат Шурмы и бывший подчиненный получили 320 миллионов гривен (около 8,7 миллиона долларов на тот момент) государственных средств за электроэнергию, произведенную солнечными электростанциями в российски-оккупированной территории, отключенной от электросети Украины. Несмотря на скандал, Шурма оставался на своей должности еще год, прежде чем уйти в отставку и переехать в Германию. Его брат также покинул страну.
Но история Шурмы не закончилась там. 15 июля 2025 года он позвонил высокопоставленному чиновнику в администрации Зеленского, чтобы сообщить, что сотрудники НАБУ вместе с местной полицией обыскали его дом в Германии, сообщили источники “Украинской правды” в Верховной раде. Облава была, по информации, “последней каплей” для Зеленского, сигнализируя, что он и его ближайшие советники столкнулись с риском коррупционного скандала с международными последствиями.
Ростислав Шурма
Другой “последней каплей” могло стать у