За контактной линией. Как 20-точечный мирный план повлияет на миллионы украинцев, живущих под российской оккупацией?

Российский атакующий вертолет Ка-52 “Аллигатор” летит возле церкви в Донецке. 27 февраля 2023 года.
Президент Владимир Зеленский неоднократно назвал контроль за территорией «самым сложным» из 20 пунктов нового мирного плана, разработанного Украиной и Соединенными Штатами. Чтобы соглашение вступило в силу, Россия должна была бы вывести свои войска из четырех регионов Украины, а фронтовая линия, протягивающаяся через регионы Донецк, Луганск, Запорожье и Херсон, замерзнет на месте под механизмом мониторинга. Это условие оставило бы миллионы украинских граждан за контактной линией под бессрочной российской оккупацией. Но мирный план, который в настоящее время обсуждается, почти не упоминает их. Для понимания того, как соглашение о прекращении огня повлияет на этих граждан, заместитель главного редактора Meduza Илиш Харт беседовала с Каролиной Хирд, сотрудницей Института изучения войн (ISW), специализирующейся на гуманитарных последствиях войны России против Украины.

План на 20 пунктов
По мере приближения 2025 года войска России продолжали свои наступательные действия в Донецком и Запорожском регионах Украины, где они сделали «ползучие» успехи уже несколько месяцев. Тем временем в Харьковском регионе украинские войска частично освободили Купянск — город, который президент Владимир Путин поддерживал в качестве контроля России.

В то же время украинские и американские официальные лица уточняли детали нового мирного предложения, уточняя 28-пунктовый план, разработанный администрацией Трампа с участием российских официальных лиц. Обновленный проект, представленный президентом Владимиром Зеленским на кануне Рождества, содержит 20 пунктов. По самому сложному вопросу переговоров, территории, Россия призывается вывести свои войска из оккупированных областей Днепропетровск, Николаев, Сумы и Харьков. Военные позиции в регионах Донецк, Луганск, Запорожье и Херсон будут заморожены на дату подписания, создавая де-факто контактную линию.

Медуза осудила вторжение России в Украину с самого начала, и мы нацелены на объективно информирование об войне, которую мы твердо отвергаем. Присоединяйтесь к Meduza в ее миссии борьбы с цензурой Кремля правдой. Пожертвуйте сегодня.

Согласно российскому аналитику Каролине Хирд, следящей за развитием событий в оккупированных территориях, многие украинские поселения на передовой малонаселены после четырех лет полномасштабной войны. Медленное продвижение России часто дает гражданам недели, если не месяцы, на эвакуацию. В результате обычно остаются самые уязвимые люди – пожилые, инвалиды или те, кто считает, что у них нет другого места.

Но 20 процентов территории Украины, которую в настоящее время оккупирует Россия, далеко не пустыня. По оценкам Украины, живут в оккупированных регионах миллионы ее граждан, включая около 1,5 миллиона детей. “Любое перемирие подпишет шесть миллионов человек на жизнь под российской оккупацией”, – предупреждает Хирд. “Эта проблема, которая меня не устраивает со всеми этими итерациями мирного плана. Никакие спецификации или соображения не принимаются для этих людей”.

Человек эвакуированный из прифронтового района сидит в временном центре размещения в Ясиноватой, городе, оккупированном Россией, в Донецком регионе. 26 декабря 2025 года.

Гуманитарное измерение текущего предложения действительно скудное. Оно содержит всего один пункт о создании комитета для обеспечения обмена пленными всеми за всеми; возврат всех задержанных граждан, включая детей и политических заключенных; и поддержка пострадавших от конфликта. “На мой взгляд, нет механизма поддержки людей, живущих под российской оккупацией”, – говорит Хирд.

Следует отметить, что непонятно, считаются ли 20 000-35 000 украинских детей, принудительно депортированных в Россию, “задержанными гражданами”.

‘Компромисс’
По мере того как администрация Трампа продолжает давление на заключение мирного соглашения уже во второй год, Москва кажется нежелательно серьезно рассматривать перемирие. В ходе переговоров в ноябре и декабре Путин неоднократно делал публичные заявления о готовности России продолжать захватывать больше земель, если Киев не согласится с его требованиями. И чем больше территории захватывает Россия, тем больше украинцев окажутся на другой стороне контактной линии в случае перемирия.

Представители кремля настаивают на том, что Украина должна вывести свои силы из части Донецкой области, которую они по-прежнему контролируют. До сих пор Киев отказывался от этого, и в качестве “компромисса” США предложили превратить эту территорию в “зону свободной экономики”. Ранее помощник по внешней политике кремля Юрий Ушаков предложил, что Россия контролирует “демилитаризованный” Донбасс при помощи своей национальной гвардии (Росгвардии) и полиции. “Если не через переговоры, то эта территория перейдет под полный контроль Российской Федерации военными средствами”, – добавил Ушаков, повторяя Путина.

Для своей части Зеленский открыт для идеи “зоны свободной экономики” от Вашингтона, при условии, что ДМЗ находится под управлением и контролем Украины. Хирд видит это сигнал белому дому, а не кремлю. “Администрация Трампа была более склонна взаимодействовать с Украиной, а также с Россией, когда у нее были бизнес-интересы”, – говорит она.

Что касается понятия России о “демилитаризованной зоне”, Хирд указывает на минские соглашения 2014–2015 годов. Соглашения стремились к завершению предыдущей войны на Донбассе, но привели только к уменьшению ее до низкого уровня конфликта — который унес жизни 14 000 человек к 2022 году. Лишь за январь 2017 по сентябрь 2020 года наблюдатели ОБСЕ на востоке Украины зафиксировали более 1,14 миллиона нарушений перемирия.

План на 20 пунктов также предусматривает механизм мониторинга вдоль контактной линии. 6 января Великобритания и Франция подписали декларацию о намерениях развернуть войска в Украине в случае мирного соглашения, открывая путь для “многонациональной силы” ступить на землю. “Эта [мониторинговая] сила должна извлечь уроки из того, что сработало и что нет в течение этих восьми лет перед полномасштабным вторжением и внедрить их”, – говорит Хирд.

Однако перспектива западных миротворцев в Украине остается анатемой для кремля. Представитель МИД Мария Захарова подтвердила эту позицию на прошлой неделе после того, как союзники Киева подписали декларацию о гарантиях безопасности для Украины. “Россияне четко сделали понятным, что они отказываются от любых переговоров, упоминающих присутствие европейских или западных войск в Украине – и что они будут считать их ‘легитимными военными целями'”, – вспоминает Хирд.

Остается нерешенным вопрос о контроле над Запорожской атомной электростанцией, которую Россия оккупировала с марта 2022 года. В то время как администрация Трампа предложила совместно эксплуатировать станцию с Украиной и Россией, Киев предложил разделить управление пополам с Соединенными Штатами. Но кремль неохотно отказывается от контроля над крупнейшей в Европе атомной электростанцией.

“Россиянам действительно удается почти полностью отключить ЗНАЭС от украинской энергосистемы и подключить к российской, что сделает усилия по реинтеграции не невозможными, но очень трудными”, – предупреждает Хирд. “Это действительно показывает, что они не заинтересованы в действительно серьезных переговорах по этому [мирному] плану, потому что они хотят полный контроль над ЗНАЭС, несмотря на последствия для ядерной безопасности”, – добавляет она.

Солдат России стоит на охране у контрольно-пропускного пункта возле Запорожской атомной электростанции в Энергодаре, городе в оккупированной части Запорожской области. 15 июня 2023 года.

190 000 военных преступлений и подсчет
Если и Украина, и Россия согласятся с текущим мирным планом, полное перемирие вступит в силу немедленно. В документе также говорится, что “Россия и Украина обязуются не изменять территориальные соглашения силой”. Механизм мониторинга вдоль контактной линии предположительно будет сдерживать потенциальные нарушения перемирия, так же как и “статьи 5-подобные” гарантии безопасности, обещанные Украине.

В то же время Зеленский не может просто поставить подпись. В соответствии с Конституцией Украины, любое решение о передаче территории должно быть утверждено всенародным референдумом. Зеленский говорит, что такой голосование могло бы состояться, если бы было настоящее перемирие как минимум на 60 дней. Как и обсуждения о проведении выборов в Украине (еще одно условие мирного плана), перспектива организации референдума влечет за собой множество вопросов – включая то, как голосовали бы сотни тысяч активных военнослужащих и миллионы украинских беженцев. И, конечно, есть миллио

“Три поезда, загруженных боевыми химическими веществами”. Пытаясь выяснить судьбу моего родственника, пропавшего во время Великой Отечественной войны, оказалось, что он был внедренным разведчиком.

Экс-зэк Алесь Беляцкий вручил нобелевскую премию мира 2022 года в Осло.