За слова. За молчание. Всех подряд. Отмена приговора без освобождения, голос, которого не слышно, и снежок, за который сажают.

На прошлой неделе в различных городах России и за рубежом отмечали жертв политических репрессий. В Москве традиционная акция прошла у Соловецкого камня накануне Дня политзаключенного, 29 октября. В других городах чтения имен часто переносят на сам памятный день, 30 октября. В «Мемориале» считают, что дата имеет значение. “Возвращение имен” должно звучать 29-го числа, чтобы 30-го говорить уже не только о прошлом, но и о настоящем. О тех, кто сегодня лишен свободы за слова и мысли, за посты, за антивоенную позицию. “Новая” в режиме реального времени продолжает фиксировать имена новых политзаключенных в “Хронике текущих репрессий”.

Угрозы и оговоры. Адвокату Марии Бонцлер угрожали 15 годами заключения, если она не оговорит своего коллегу, сообщает “Слово защите”. Бонцлер обвиняют в “конфиденциальном сотрудничестве с иностранным государством”, но следствие планирует переквалифицировать обвинение на госизмену.

Сотрудники ФСБ предложили Бонцлер подписать досудебное соглашение о “сдаче” ее друга, другого адвоката. Сын Марии Вячеслав Медиков рассказал “Слову защите”: “В таком случае она якобы получит ‘не 15 лет’ (получается, и срок уже известен), а ниже низшего предела, или — конкретно — ‘всего-то два с половиной года’. Вот такой ей ‘шанс дают’! Но подставить другого человека, отца троих детей, мама не может. И на это она так и не пошла: ‘Сынок, иначе перестану себя уважать’. И сразу следом она наказала мне, что следует сделать с ее телом после смерти, на случай, если она не переживет тюрьму…”

Адвоката Марию Бонцлер задержали в конце мая и отправили в СИЗО. Она неоднократно заявляла о давлении со стороны сотрудников ФСИН и неоказании медпомощи. В заключении у нее случился гипертонический криз.

“Фейки”. Мосгорсуд отменил приговор буддисту и программисту Илье Васильеву, известному под псевдонимом Арви Хэкер. В июне мужчину приговорили к восьми годам колонии общего режима по делу о военных “фейках”.

Уголовное дело против Васильева возбудили в июне 2024 года из-за двух постов на английском языке, опубликованных в Фейсбуке. В том же месяце суд отправил Илью в СИЗО. В конце октября предъявили окончательное обвинение, в котором остался только один пост — об отказе Владимира Путина от рождественского перемирия в 2022 году. На Васильева оказывали давление в СИЗО.

* Верховный суд Башкорстостана отложил рассмотрение апелляции на приговор уфимской журналистке Ольги Комлевой из-за того, что она не может говорить, пишет RusNews. Муж Комлевой Вячеслав сказал, что ее состояние остается прежним. Супруги обращались в Верховный суд Башкортостана с просьбой учесть это. RusNews пишет, что суд возобновится, когда у Комлевой восстановится речь. О том, что журналистка потеряла голос, стало известно 21 октября. Она сообщила в письме мужу, что речь в СИЗО в Дюртюлях пропала у нее 8 сентября.

*Продолжение следует.*

Новый закон о резервистах в России выглядит как еще одно “тихое мобилизация”. Мы пишем 31 октября 2025 года. Вот две истории, которые заслуживают вашего внимания.

“Было здорово с немцами”. Репатриант лишен гражданства России за “угрозу национальной безопасности РФ”, так как выражал критику власти.