Измена зрителей. Никогда спорт не был вне политики – это факт. Но он может существовать вне пропаганды.

Медийная кампания Maer в поддержку российских спортсменов на Олимпиаде. Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС.

Спорт — вне политики? Какая чушь. Никогда спорт вне политики не был. Что говорить, если сам основатель современных Олимпиад Пьер де Кубертен был в Берлине на Играх 1936 года и активно приветствовал Адольфа Гитлера, а нацисты выдвинули барона на Нобелевскую премию — правда, награду Кубертен не получил. Так что нет смысла повторять лозунги, которые никогда, по сути, не были правдой. Никогда вне политики спорт не был и у нас. При советской власти он первые 35 лет был в самоизоляции, потому что наши пролетарские спортсмены не могли состязаться с буржуазными. Потом всякая победа наших атлетов подавалась как доказательство преимуществ социалистической системы.
В нынешнем веке российский спорт жил на фоне допинговых разбирательств, которые начались еще с Олимпиады 2002 года, когда на препаратах поймали знаменитых лыжниц Лазутину и Данилову. На тех же Играх был грандиозный скандал в фигурном катании. Помните, когда золото получили сразу две пары — наша и канадская? А когда началась история с допингом после Игр в Сочи, которая и привела к появлению самого понятия «нейтральные атлеты», то в спорте спорта как такового осталось меньше, чем политики.

Наша пропаганда до сих пор не может забыть скандальное открытие летней Олимпиады в Париже 2024 года, а тут уже и новые Игры подоспели. На церемонии в Милане/Кортине криминала вроде бы не выявили, кроме того, что “нейтральных” россиян и белорусов на нее не допустили. Хотя особенно на этом моменте фокусироваться не стали. Но уже в первые дни и даже часы стартовавших Игр российским телезрителям успели рассказать про проблемы с электрикой на одном из стадионов, про протесты в центре Милана, про непроданные билеты, про недоделки на олимпийских аренах и высказать сомнения в атмосфере мира и дружбы на Олимпиаде в Италии. А там еще подоспел и скандал с музыкой у нашего фигуриста Петра Гуменника — это был прямо подарок пропаганде.

С учетом того, что федеральные каналы впервые не показывают зимнюю Олимпиаду (Игры в Париже они тоже не показывали), большинство соотечественников будут, как у Жванецкого, “рассуждать о крахе и подъеме Голливуда, не видя ни одного фильма”. Однако у подписчиков OKKO есть возможность смотреть олимпийские соревнования каждый день. У них есть и шанс составить собственную картину мира. Впрочем, для этих людей уже прозвучали слова знаменитого советского хоккеиста и бывшего министра спорта Вячеслава Фетисова: “Какой интерес может представлять хоккейный турнир, когда нас оттуда выгнали? У меня нет и не может быть никакого интереса к тому, откуда нас выгоняют! Я считаю предательством смотреть хоккей там, где нас нет по надуманным причинам. Вся эта история никакого интереса не представляет”.

Очевидно, что предательством, с точки зрения Фетисова, является не только просмотр хоккея, но и биатлона, например, или бобслея и всякого другого вида спорта, куда россиян не пустили. Для многих наших соотечественников предательством и изменой является и нейтральный статус, в котором 13 российских атлетов на Игры все же допустили. Существует этот статус несколько лет, но каждый раз перед новой Олимпиадой эту тему начинают мусолить как будто с нуля.

Ультрапатриоты считают, что российские спортсмены имеют право выступать только под российским флагом и с российским гимном. То, что по факту всем и так понятно, из какой страны приехал участник, — это не оправдание. То, что Олимпийские игры для атлетов — вершина карьеры, к которой они идут всю жизнь с раннего детства, что у подавляющего большинства самой возможности выступить на Играх никогда не будет, что даже для тех, кто на Игры попал, в большинстве своем они останутся единственными и другого шанса не будет — все это тоже второстепенно. Пусть лучше пропадет твоя карьера и все будет напрасно — главное, что без флага и гимна ты никуда не поехал.

Но что любопытно. Стоит кому-то из нейтральных россиян выиграть медаль — тут же начинаются торжества и восхваления. В Париже в 2024-м у нейтральных россиян была всего одна медаль. Теннисистки Мирра Андреева и Диана Шнайдер завоевали серебро в парном разряде. И получили от государства премию в 7,5 млн рублей. Хотя выступали как “члены команды бомжей”. Дело в том, что “в основе своей спорт в России — это ‘наши против не наших'”.

В спорте как таковом разбираются немногие, популярность спортсменов, их узнаваемость колеблется вокруг статистической погрешности, за соревнованиями начинают следить, только когда проходят Олимпиады или что-то вроде чемпионата мира или Европы по футболу или чемпионата мира по хоккею. И если кто-то из наших вдруг выигрывает что-то в неброских нейтральных цветах, сразу же вспоминают о том, что он именно наш. Сейчас на Олимпиаде в Италии в составах разных команд спортсменов, так или иначе связанных с Россией, около шести десятков. У некоторых и паспорт российский есть. Тех, кто поменял спортивное гражданство, до Игр тоже не забывали осуждать как перебежчиков, которым личное благополучие важнее преданности Родине. Но вот когда родившийся в Америке фигурист Илья Малинин выиграет золото (что более чем вероятно), будьте уверены — те же самые люди не преминут напомнить, что его родители русские, а на Играх он выступает в ботинках с желтыми шнурками, подаренных Александром Овечкиным. Но переобувание патриотов еще впереди — Олимпиада только стартовала.

И мы слышим Фетисова, который считает сам факт ее просмотра предательством. То есть, скажем, и я, посмотрев командные соревнования фигуристов без участия России, тоже стал предателем. Не хочется говорить очевидных вещей, что “не хочешь — не смотри, а мне не указывай” или “с какой стати Фетисов станет определять, кто здесь предатель, а кто приличный человек”, — однако даже с чисто профессиональной точки зрения разве не глупость не следить за тем, как соревнуются лучшие спортсмены мира, против которых нашим спортсменам однажды все равно придется выступать? Знать их сильные и слабые стороны, следить за новыми тенденциями в мировом спорте — разве не нужно? Варясь в собственном соку и даже не глядя по сторонам, будем ли мы готовы вернуться на мировую спортивную арену боеспособными?

В этом смысле надо отдать должное министру спорта и по совместительству главе нашего НОК Михаилу Дегтяреву. Птенец Жириновского оказался неожиданно адекватным на этом посту и продвигает идею, что если есть возможность соревноваться, то надо этой возможностью пользоваться, а нейтральный флаг делу не помеха. И что вместо заламывания рук и трансляции проклятий в адрес русофобов можно решать юридические и дипломатические вопросы. Но пропаганда все равно громче и мозги обывателя загаживает эффективнее. Так что если вы смотрите Олимпиаду, вы не трезвоньте об этом на каждом углу — а то мало ли кому в уши попадут ваши слова.

Законопроект в России предполагает, что женщины должны уведомлять своих мужей — иногда даже бывших — перед прерыванием беременности.

ФСБ сообщило, что задержанные по делу о покушении на генерала Алексеева признали свою вину.