Кадр из анимационного фильма «Киберслав».
Анимационная индустрия России находится, скорее, в кризисном состоянии. Отсутствие крупных проектов, сериалов и полнометражных фильмов, ориентированных на подростковую аудиторию и взрослых, — главный тому признак. Наличие таких долгоиграющих брендов, как «Богатыри», «Смешарики» и «Маша и Медведь», не говорит об отраслевом успехе, скорее — о тупике в форматах и аудитории.
Дальше детского кинематографа авторам и продюсерам пока не удается выйти ни на окупаемость, ни на массового зрителя (на более широкую аудиторию в последние годы выходил лишь «Красный состав»). На этом фоне появление такого проекта, как «Киберслав», нацеленного на взрослую аудиторию, с изображенными в кадре сценами насилия и голыми телами, кажется чем-то экстраординарным. Впервые вышедший в 2018 году стильный и брутальный трейлер взорвал российское интернет-пространство.
Это стало сенсацией, и за прошедшие годы количество просмотров на YouTube превысило миллион. Детализированная двухмерная анимация, сочетание эстетик славянского фэнтези и киберпанка, запоминающиеся образы и, что самое главное, отсутствие ощущения клюквы и эксплуатации — все это выделяло проект на фоне остальной индустрии.
Выход трейлера анонсировал «Киберслава» сразу претендующим на статус культового произведения. За проектом стояла независимая анимационная студия Evil Pirate Studio, состоящая из автора идеи и режиссера Стаса Дмитриева и сценариста Дмитрия Яковенко. Дмитриев решил не дожидаться запуска производства и анонсировать фильм уже на стадии концепции.
„ Не имея бюджета, а также финального видения проекта, молодая команда выпустила трейлер и привлекла внимание как СМИ, так и зрителей. Во многом здесь, конечно, сыграл роль высокий технический уровень трейлера. Но не меньшую значимость имела и стилистика.
Сама по себе тема «славянского фэнтези» в современной российской поп-культуре представлена достаточно широко. В литературе книги в подобном жанре выходят активно — достаточно вспомнить серию «Волкодав» Марии Семеновой, который после публикации получил кино- и телевизионные адаптации.
Вероятно, именно кинематограф стал тем пространством, где эта эстетика смогла проявить себя наиболее заметно. За последние двадцать лет было выпущено множество картин — от «Викинга» Андрея Кравчука до недавнего «Злого города» Константина Буслова. Все это свидетельствует о запросе аудитории на образы и сюжеты, связанные с условной «историчностью“.
Несмотря на информационный бум, команде студии не удалось привлечь ни частное, ни государственное финансирование, и идея полнометражного фильма зашла в тупик. Спустя два года под свое крыло «Киберслав» взяла онлайн-платформа «Кинопоиск“. Выход первой серии затянулся еще на четыре года и состоялся лишь в декабре 2024-го. Но хотя прошло почти шесть лет с момента релиза первого трейлера, зрительский интерес к проекту оставался высоким, а благосклонные рецензии и отзывы создали благоприятную почву для скорейшего релиза следующих эпизодов.
Однако и на этот раз произошла задержка: три следующих серии вышли уже в декабре 2025 года. Эта стратегия релиза перегрела потенциальную аудиторию — в комментариях к новостям о сериале появляется все больше недоуменных вопросов от зрителей о том, когда же стоит ждать новые эпизоды. Займет ли ожидание снова год, или сериал может вовсе не закончиться?
Сюжет проекта таков. Залитый неоном заснеженный город государства Китеж является единственным городом Руси, обладающим Источником — божественной энергией, полученной в дар от богини-матери. Владение этим артефактом делает Китеж богатым и высокотехнологичным.
Во главе города стоит могущественный князь Драгомир, чей вспыльчивый характер и военные таланты позволили ему удерживать власть. Вторым по могуществу человеком в городе является Ведагор — верховный жрец церкви Единой Матери. Жрецы выполняют роль не только религиозных проповедников, но и исследователей нежити, а также разработчиков оружия, они сами владеют военными технологиями и при необходимости способны применять их на практике.
Матерь — создательница человеческого рода, созданного по ее образу и подобию. Злом для Матери и всего живого является ее родная сестра Лилит, решившая создать собственный народ, — она стала прародительницей нечисти, бесов и демонов. Между детьми Матери и Лилит началась война, получившая название «Темная», и чтобы остановить ее, Матерь даровала людям высокие технологии Великого Источника, с помощью которых удалось разгромить войска нежити.
Защищает Китеж боевая дружина князя, состоящая из богатырей, облаченных в кибернетические кольчуги и вооруженных стальными копьями. Один из таких богатырей — Киберслав, полукровка: наполовину человек, наполовину нечисть. Такая родословная дает определенные преимущества — молниеносную реакцию, нечеловеческую физическую мощь и выносливость.
В моменты, когда богатырь входит в боевой режим, его глаза заливаются свечением, и он способен сокрушить любого монстра, встретившегося на его пути. А крушить, уничтожать и буквально разрывать монстров на куски ему приходится часто.
Несмотря на окончание войны, мирное время представляет собой пугающую картину: в лесах и темных углах Древней Руси все еще скрываются нечестивцы, когда-то изгнанные в подземный мир.
Именно охота на нелюдей и является главной работой Киберслава — работой, которой его лично наградил князь за спасенную когда-то жизнь. Загруженный детективный сюжет, умело соединяющий элементы детектива и эпического фэнтези, во многом строится на скрытых мотивах, вопросах морали и коррупции высшего общества.
Герой-отщепенец, ведущий расследование в локациях монструозных мегаполисов, — один из классических сюжетных ходов жанра киберпанка. Уникальность истории кроется в художественной фактуре, ставшей основой визуального образа кибер-Руси.
Сочетания фольклорного и исторического с современными технологиями не новы — схожие приемы использовались, например, во вселенной Warhammer 40 000 с ее брутальной жестокостью — и мир, предложенный в «Киберславе», высокотехнологичен и одновременно глубоко архаичен.
Все это, вкупе с кастовым обществом государства-крепости, погружает зрителя в атмосферу настоящего киберпанк-нуара.
Альтернативная Русь обладает достаточно четкими культурными маркерами в виде лубочной архитектуры, аллюзий на православие и специфического новояза, комбинирующего современный русский и старославянский языки. Принципы существования этого мира построены на жестокости и подавлении.
Владение Источником превращает Китеж в энергетического гегемона и главную военную силу. А мотив полукровки хорошо знаком по серии книг о Ведьмаке Анджея Сапковского, однако сходств у двух героев не много. Киберслав — не свободный путешественник и не наемник, а фактически раб, носящий на шее железный ошейник.
Несмотря на сложные отношения с окружающим миром, богатырь остается верен своему князю и установленным правилам, хотя и подвергает сомнению многие основы местной государственности.
„«Киберслав» является своего рода антитезой современному тренду на славянские фильмы и сказки, существующему в российской киноиндустрии. Сериал Дмитриева и Яковенко не предлагает утопическую версию будущего или ура-патриотическое переосмысление прошлого.
Представители крупнейшей религиозной организации показаны порочными и подверженными зависимостям. Князь — самодур и жестокий правитель, большинство своих безумных выходок совершающий в состоянии опьянения. Закулисная жизнь Китежа — это не картинная зарисовка на тему великого исторического наследия, а скорее рефлексия о современном мироустройстве и месте в нем «иного» — пусть и верного, но ведущего собственную игру.
Сложно сказать, насколько философская база сериала является цельной, а не собранной из концепций фэнтези и киберпанка разных авторов. Сами Стас Дмитриев и Дмитрий Яковенко не раскрывали политического или социального контекста своего сюжета, предпочитая обходиться общими формулировками.
Вероятно, именно моральная неоднозначность сюжета и вольности в аллюзиях на православие стали причиной того, что государство в лице Фонда кино не поддержало проект на старте производства. относительно независимая онлайн-платформа стала домом для сериала, ориентированного на взрослую целевую аудиторию.
Судя по рейтингу на сервисе «Кинопоиск» и более чем 200 тысячам оценок, зрительский интерес к истории существует. Однако затянувшаяся производственная история привела к расфокусу внимания как со стороны зрителей, так и со стороны СМИ.
Последние эпизоды вышли практически в информационном вакууме и не вызвали такого ажиотажа, как