Китай вступает в третий год дефляции или, возможно, уже попал в дефляционную спираль

Китай переживает самый длительный период дефляции со времён «Большого скачка» 1960-х годов. Пока нет никаких признаков того, что эта тенденция прекратится к 2025 году, и, несмотря на небольшой сезонный рост праздничных расходов, сохраняющиеся низкие цены в промышленном и розничном секторах ознаменуют третий год дефляции в Китае подряд в 2025 году.

Анализ Bloomberg показывает, что дефляция, которую на самом деле переживает Китай, более выражена, чем показывают официальные китайские данные: цены на товары повседневного спроса резко упали, а доля убыточных предприятий достигла самого высокого уровня за 25 лет.

Китай, возможно, уже попал в дефляционную спираль.

Дефляция свидетельствует о дисбалансе спроса и предложения в экономике. Вялый рынок недвижимости в Китае привёл к сокращению активов населения. Предложение значительно превышает спрос, что наносит ущерб интересам корпораций и приводит к увольнениям и сокращению зарплат. Это приводит к снижению потребительских расходов, а предприятия также сокращают расходы, замедляя экономическую активность и увеличивая долговую нагрузку. Это, в свою очередь, усугубляет дефляцию.

Этот порочный круг называется дефляционной спиралью, и, однажды сформировавшись, он непрерывно усиливается.

Более того, как только негативные ожидания дефляции укрепятся, различные меры стимулирования, вероятно, станут неэффективными. Эсвар Прасад, профессор торговой политики и экономики Корнеллского университета и бывший глава китайского отделения МВФ, заявил Bloomberg: «Чем дольше сохраняется дефляция, тем сильнее будут негативные ожидания людей в отношении экономики, и меры стимулирования экономики будет всё сложнее реализовать».

Эта тенденция будет иметь и глобальные последствия: дешевый экспорт Китая может привести к снижению цен за рубежом, усугубить трения с торговыми партнерами и повлиять на транснациональные корпорации.

Институты выступили с предупреждениями: Международный валютный фонд прогнозирует, что уровень потребительской инфляции в Китае в этом году составит в среднем ноль, что станет вторым самым низким показателем среди почти 200 экономик. Банк Кореи также предупредил в июле, что Китай может экспортировать дефляцию своим торговым партнёрам.

Цены, несомненно, падают

Дефляция, ощущаемая населением, выражена сильнее, чем показывают официальные данные. Официальные данные ИПЦ (индекс потребительских цен), предоставляемые Коммунистической партией Китая, содержат ограниченную информацию по категориям товаров, а методы их расчёта сложны и непрозрачны. Тем не менее, с начала 2023 года ИПЦ колеблется около нуля, периодически немного повышаясь. Более того, в последние годы многие ключевые показатели постепенно исчезают.

Агентство Bloomberg проанализировало цены на десятки товаров в 36 крупных городах Китая, включая такие категории, как стоимость жилья, автомобилей известных марок, продукты питания, потребительские товары и услуги. Результаты показали, что цены на 51 из 67 отслеживаемых товаров снизились за последние два года, что свидетельствует о несомненном снижении цен.

Более широкий показатель, дефлятор ВВП, который охватывает добывающие отрасли, снижается уже 10 кварталов подряд, что свидетельствует о том, что дефляция оказывает более существенное влияние на промышленный сектор. Цена на поликристаллический кремний, сырье для солнечных панелей, упала до менее чем одной пятой от пикового значения 2022 года, а цена на стальные прутки, используемые в строительстве, в мае упала до восьмилетнего минимума.

Доля убыточных компаний достигла 25-летнего максимума.

Владельцы бизнеса также испытывают трудности. За последние пять лет доля «компаний-зомби» (компаний, чья прибыль не покрывает проценты по долгам) выросла с 19% до 34%; большинство компаний столкнулось с сокращением капитальных расходов и расходов на НИОКР, что стало первым подобным снижением за десятилетие; и более трети компаний во всех отраслях сократили сотрудников в 2024 году.

Доля убыточных компаний достигла 25-летнего максимума. Анализ Bloomberg, проведённый среди около 6000 китайских компаний, зарегистрированных на бирже, показал, что для частных предприятий падение цен, увеличение убытков и снижение рентабельности оказывают давление на операционную деятельность; многие компании связывают свои убытки со слабым спросом и ценовыми войнами.

В ответ на «инволюцию» цен Пекин начал подавлять чрезмерную конкуренцию, что изначально привело к росту цен на сырье. Однако из-за слабого потребительского спроса и вялой конъюнктуры рынка недвижимости эксперты сомневаются в эффективности этих мер правительства.

Согласно сообщению Bloomberg, Логан Райт, партнёр и руководитель отдела исследований китайского рынка в известной консалтинговой компании Rhodium Group, заявил: «Проблема дефляции носит системный характер. Мы не считаем, что это просто краткосрочная аномалия данных или экономический цикл, и не думаем, что её можно легко решить с помощью какой-либо политики стимулирования экономики».

В условиях кризиса подход КПК по-прежнему явно основан на политических соображениях. С одной стороны, правительство не желает напрямую распределять деньги среди населения; с другой стороны, КПК продолжает отдавать приоритет развитию «стратегических отраслей» и не желает снижать темпы в таких областях, как искусственный интеллект, полупроводники и зелёная энергетика. Однако слабый частный спрос в этих стратегических отраслях вынуждает компании снижать цены.

Иностранный капитал уходит из Китая

Не обошли стороной и транснациональные корпорации. С конца 2022 года продажи Apple в Китае снижались практически каждый квартал; показатели Starbucks также ухудшились в прошлом году; а Volkswagen и Honda ожидают, что продажи их автомобилей в 2024 году будут более чем на 30% ниже, чем до пандемии.

Продажи таких косметических компаний, как L’Oréal и Shiseido, а также люксовых брендов, таких как Fast Retailing (материнская компания Uniqlo) и Kering (материнская компания Gucci), значительно снизились в Китае.

Недавняя волна оттока иностранного капитала с китайского рынка привлекла внимание: несколько известных международных брендов объявили о продаже или корректировке своего китайского бизнеса. Например, Starbucks продала 60% акций своего розничного бизнеса в Китае; Burger King также заключила соглашение о создании совместного предприятия с китайской частной инвестиционной компанией CPE, которая приобрела 83% акций; другие компании, включая McDonald’s, Carrefour, Dell, Samsung, Amazon, IBM и Micron, также последовательно ушли с материкового рынка или скорректировали свою деятельность в Китае.

Меньше возможностей трудоустройства и более низкая заработная плата

Давление не ограничивается отдельными компаниями; оно также влияет на зарплаты сотрудников и, в свою очередь, влияет на спрос.

В прошлом году рост заработной платы в компаниях частного сектора (где занято более 80% городской рабочей силы Китая) достиг рекордно низкого уровня. Впервые за историю официальной статистики заработная плата в частном секторе снизилась в таких отраслях, как обрабатывающая промышленность и информационные технологии. Исследование заработной платы в частном секторе, прекратившееся в прошлом году, показало, что средняя заработная плата в 38 городах снизилась на 5% в период с 2022 по 2024 год. Даже в долгожданных секторах «новой экономики» Китая, таких как искусственный интеллект и новая энергетика, начальная заработная плата снизилась на 7% по сравнению с пиковым значением 2022 года.

Сбережения китайских домохозяйств выросли примерно до 110% от ВВП прошлого года, что является рекордным показателем и свидетельствует о том, что потребители ожидают снижения цен в будущем и усиления экономической неопределенности.

Чжу Тянь, заместитель декана Школы бизнеса и профессор экономики Китайско-европейской международной школы бизнеса (CEIBS), считает, что у Китая остаётся всё меньше времени на выход из дефляционной спирали. Если частное потребление не улучшится, экономике грозит кризис.

Он сказал: «Исторически дефляция случается очень редко. Если цены падают в течение трёх лет, а инфляция не растет, люди думают, что инфляция не вернётся, и тогда Китай станет похож на Японию».Дефляция сейчас подрывает доверие китайского народа.

“Деньги есть. Но вы держитесь”. “Косыгинская” не реформа. Почему в СССР “экономика” для государства” не смогла стать “экономикой для людей”?

В чем проблемы с законом об стажировке для студентов-медиков? Хирург Александр Ванюков делится информацией о новой модели распределения, об уровне медицинского образования в России и сложностях в региональной медицине.