‘Атака’
В понедельник днем, 29 декабря, российские государственные СМИ сообщили о заявлении министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что вооруженные силы Украины напали на официальную резиденцию Президента Путина в Новгородской области за ночь до этого. Предположительно, Украина запустила 91 дрон на “Долгие Бороды” (также известный как “Валдай” и “Ужин”), и, по утверждению военной обороны России, все они были сбиты без ущерба.
Лавров заявил, что атака не останется без ответа и что цели и время ответа России уже определены. Согласно заявлению министра иностранных дел, сдвиг украинских властей к “политике государственного терроризма” дает Кремлю основания пересмотреть свою позицию в переговорах. В то же время Лавров отметил, что Москва не намерена отказываться от диалога с Соединенными Штатами по вопросам мирного урегулирования.
Чуть менее чем через полчаса Владимир Зеленский ответил на заявления Лаврова. Он назвал заявление о нападении на резиденцию Путина “еще одной ложью” и предположил, что Кремль выдумывает предлоги для дальнейших ударов по Киеву, в частности, против правительственных зданий в центре города. Важной целью для Кремля, по мнению украинского министра иностранных дел Андрея Сыбиги, является “ослабление и препятствование мирному процессу” на фоне нарастающих переговоров между Украиной и Соединенными Штатами.
Почти в то же время, когда Лавров выступил публично, Путин, по-видимому, передал ту же информацию президенту США, изобразив Украину как недействительно приверженную мирному процессу. Час спустя после выступления министра иностранных дел, Кремль быстро осведомил широкую общественность о результатах разговора Путина с Трампом. Советник президента Юрий Ушаков сообщил государственным СМИ, что американский лидер был “шокирован и возмущен” дроновым нападением на резиденцию Валдай и заявил, что он не мог представить “такие безумные действия”. По предположению, Трамп также выразил готовность изменить свой подход к сотрудничеству с Зеленским. Тем временем, Путин сообщил Трампу о намерении России ответить на атаку и пересмотреть свою позицию в переговорах.
Президент США также публично прокомментировал это вечером во время встречи с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Он частично подтвердил описание Ушакова разговора, сказав, что информация об атаке разозлила его и что “это не подходящее время” для таких операций. Однако Трамп ничего не сказал об Зеленском и признал, что у Вашингтона нет доказательств того, что дроновое нападение на резиденцию Путина действительно произошло.
‘D’алее **прочтение
‘Россия снова в деле’ Москва, Киев и Вашингтон обмениваются негодованием по поводу предполагаемого нападения на резиденцию Путина Валдай
Пропавшие доказательства
К настоящему моменту во вторник вечером, по московскому времени, 30 декабря, ни одного доказательства о массированной дроновой атаке на резиденцию Путина в Валдае не было представлено. Кроме того, кажется, что у Кремля нет намерения предоставлять какие-либо доказательства. Пресс-секретарь Путина, Дмитрий Песков, категорически заявил журналистам: “Я не думаю, что здесь должны быть какие-либо доказательства.” В то же время он не исключил, что российская военная могла бы впоследствии выпустить что-то, например, обломки сбитых дронов.
Однако пока никто их не видел. На своем первоначальном ежедневном брифинге Министерство обороны России сообщило, что между 23:00 28 декабря и 7:00 29 декабря системы противовоздушной обороны перехватили и уничтожили общее количество 89 украинских дронов над всей территорией России – меньше, чем число, указанное Лавровым, участвовавших в атаке на резиденцию Валдай. Министерство предоставило следующий подробный разброс:
49 – в Брянской области
18 – в Новгородской области
11 – в Адыгее
7 – в Краснодарском крае
по 1 – над Азовским морем и в Орловской, Ростовской и Смоленской областях
Позже Министерство обороны добавило еще 23 дрона к своему списку, которые, якобы, были сбиты над Новгородской областью между 7 и 9 утра 29 декабря.
После 9 вечера, всего за несколько часов до бомбических комментариев Лаврова перед прессой, Путин встретился с российским военным руководством для обсуждения фронтальной ситуации и не упомянул никакого украинского нападения на свою резиденцию.
Для объяснения расхождений в числах, Министерство обороны опубликовало еще одно заявление вечером 29 декабря, после того, как Кремль уже начал раскручивать скандал вокруг “атаки на Валдай”. На этот раз общая цифра наконец достигла 91 дрона, упомянутых Лавровым: 41, якобы, были сбиты над Новгородской областью, 49 в Брянской и 1 в Смоленской области. В Брянске и Смоленске дроны двигались “в направлении Новгородской области”, утверждало военное ведомство.
Непонятно, как официальные лица могли прийти к выводу, что эти дроны были направлены специально на резиденцию Путина, учитывая, что их маршрут проходил через по крайней мере Тверскую область, где находятся другие возможные цели для ударов украинцев.
Другие обстоятельства также вызывают сомнения в том, действительно ли массированная атака на Валдай имела место.
Губернатор Новгородской области Александр Дронов не сообщал о нападениях на президентскую резиденцию Путина. На своем Telegram-канале Дронов лишь процитировал статистику Минобороны о 41 сбитых дронах 28 и 29 декабря и поблагодарил военных за ликвидацию угрозы. Информационное агентство Агентство отметило, что 29 декабря власти Валдайского района не сообщали о дроновых атаках вообще. Тема не обсуждалась также и в местных онлайн-сообществах. Издание Можем Объяснить также сообщило, что жители Новгородской области, включая тех, кто живет в городе Валдай, находящемся в 20 километрах от резиденции, не получали SMS-уведомлений о воздушной угрозе в тот день и не слышали звуков летающих дронов или взрывов от их уничтожения. Резиденция Путина в Валдае представляет собой вопросительную цель для эффективной дроновой атаки. Согласно августовскому расследованию Радио Свобода/Радио Свобода, “Долгие Бороды” тщательно охраняются как минимум 12 противовоздушными подразделениями (в основном системами “Панцирь-С1”) и эта защита, вероятно, только усилилась с тех пор.
Однако все это не прямо доказывает, что российские власти сфабриковали атаку. Недостаточно информации для такого вывода.
Вы сейчас читаете Meduza, крупнейший независимый российский новостной портал. Каждый день мы предоставляем важную информацию о России и за ее пределами. Исследуйте нашу статьи здесь и следите за нами, где бы вы ни получали свои новости.
Как сказал Ленин: вы должны искать человека, который получит выгоду и, ээ, вы знаете…
С учетом имеющейся в настоящее время информации, наиболее убедительным объяснением истории атаки на Валдай является то, что Кремль пытается сорвать или осложнить мирный процесс, проводимый под эгидой США.
Почему бы Москве это сделать? Была ли атака сфабрикована, масштаб атаки преувеличен или, даже если информация окажется точной – в данном контексте важнее другое. Суть в том, что Кремль нашел предлог укрепить свою позицию в переговорах в момент, когда Зеленский и Трамп заявили, что “90-95 процентов” условий мирного соглашения уже были согласованы. Киев, по-видимому, делает все, чтобы вписаться в мирное урегулирование, руководимое США, – пытаясь в то же время убедить Трампа, что весь Донбасс не должен быть отдан под контроль Путина.
Кремль ответил неожиданным ходом, сосредоточенным на предполагаемой “дроновой атаке на Валдай”, ласкающем жизненный инстинкт Трампа, утверждая, что это был “теракт против усилий” главного посредника переговоров о мире. Даже если Трамп не вернется в лагерь Путина, Москва может представить новое обоснование для демонстрации силы и “ответного удара”, возможно, включающего уничтожение выдающегося символа украинского государства в центре Киева. Кремль может видеть в этом способ укрепить свою позицию в переговорах в любом случае.
Почему бы Киеву это сделать? Не ясно, почему Украина вдруг решила эскалировать конфликт, ударив по резиденции Путина сейчас. Публичная риторика Зеленского в последние недели – помимо некоторых острых высказываний в новогоднем обращении, желая смерти Путину – скорее направлена на поиск компромисса по наиболее сложному вопросу, территориальным вопросам. Президент Украины даже намекал, что готов организовать референдум о судьбе Донбасса. Любая попытка находить политическую логику в атаке на Валдай выглядит заговористой – например, утверждения о том, что Украина тайно пытается сорвать переговоры в надежде на более выгодные мирные условия. Кроме того, нет убедительных доказательств того, что атака вообще произошла.