Кремлевский виток зерна. “Компактный урожай” России – последний элемент в ее расширяющемся словаре эвфемизмов.

В словаре эвфемизмов России появилось новое дополнение – чиновники начали описывать ниже средних результатов урожайности зерна в стране как “компактный урожай”. Вместо того чтобы успокоить общественность, эта фраза лишь погнала подозрения и критику. И, возможно, это все оказывается не по существу: несмотря на второй год слабых урожаев на юге, урожай 2025 года в России не складывается в катастрофу.

15 июля Дмитрий Рылко, генеральный директор Института изучения рынка сельскохозяйственной продукции (ИКАР) России, представил новый эвфемизм в интервью сельскохозяйственному журналу Pole.rf: “компактный урожай”. Этот термин является последним дополнением к растущему лексикону государственного двойного говора, направленного на переосмысление суровых реалий в неопределенные и более мягкие термины. С момента начала полномасштабной войны проправительственные СМИ и чиновники все чаще используют фразы вроде “негативный рост” вместо “уменьшения” или “громкий хлопок” вместо “взрыва”.

Сам факт необходимости эвфемизма для описания урожайности зерна в стране был для многих зловещим знаком. “Что, собственно, означает компактный зерновой урожай?” – спросил один комментатор под постом, использующим этот термин. “Типа ‘про что не говорите, а то еды не будет, но держите рот на замке’? И даже не говорите о качестве”. “Круто, – написал другой пользователь. – Пожалуй, куплю компактный холодильник”.

Через несколько дней после первого появления фразы, фермер из Ростовской области раскритиковал ее в интервью с “Новыми Известиями”, называя предсказуемым шагом правительства, которое плохо управляет сельскохозяйственным сектором, а затем спешит переформулировать последствия с помощью языка, призванного звучать менее мрачно.

Не смотря на национальный масштаб, катастрофы нет. ИКАР сам прогнозирует зерновой урожай 2025 года около 130 миллионов тонн – примерно столько же, или даже немного больше, чем в 2024 году (который составил 126 миллионов тонн, согласно Росстату). Это явное снижение по сравнению с типичными для России урожаями – урожай 2023 года составил 145 миллионов тонн – но всё еще более чем достаточно для покрытия будущего сезона посевов, удовлетворения внутреннего спроса и поддержки экспорта.

В отличие от нефти, газа и металлов, российский экспорт зерна остается без санкций и продолжает приносить ценные иностранные доходы. Урожайность упала в основном в главных сельскохозяйственных регионах России на юге – таких как Краснодарский край и Ростовская область – которые пострадали от продолжительной засухи. Производительность зерна там упала примерно на четверть по сравнению с 2024 годом. Аналитики ожидают, что другие регионы с более урожайными урожаями компенсируют дефицит.

Обычно мы говорим о сборах на мероприятиях. На этот раз мы дадим слово нашим читателям. “Я всего лишь обычный парень, который недавно окончил университет и раньше отправлял “Медузе” по сто рублей каждый месяц. Путин украл мою страну у меня, лишил меня возможности говорить откровенно, и даже свободы тратить свои собственные сто рублей. Пожалуйста, помогите “Медузе”! Свободу для России!” – Аноним

В честь Дня ВДВ в Краснодаре также будут отключены городские фонтаны на время “профилактических работ”.

Год спустя обмена. Андрей Пивоваров* – о политике в изгнании и неприятии среди оппозиционеров.