План России по повышению НДС
Министерство финансов России разработало федеральный бюджет на 2026 год и план на 2027-2028 годы, который предполагает увеличение общего налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 22 процентов. Пакет бюджета, который вступит в силу с 1 января 2026 года, также уменьшит порог доходов для малого бизнеса, имеющего право на упрощенные платежи НДС, с 60 миллионов рублей до 10 миллионов рублей (примерно от $700 000 до $100 000).
Наша единственная надежда – это вы. Поддержите Meduza, пока не стало слишком поздно.
Официальное заявление Минфина открыто признало, что эти и другие меры предназначены для покрытия расходов России на “оборону и безопасность” — другими словами, для финансирования продолжения войны против Украины.
Это повышение налога было неожиданным?
Если вы привыкли принимать слова российских чиновников на веру, увеличение ставки НДС могло показаться сюрпризом. В 2024 году Владимир Путин заверил, что основные параметры налоговой системы останутся неизменными как минимум до 2030 года. И на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге в июне министр финансов Антон Силуанов пообещал, что “официальные лица согласились не трогать основные налоги.” Тем не менее, повышение ставки НДС было абсолютно предсказуемым. Ведь еще в августе источник в правительстве России сообщил Reuters, что повышение налогов было “неизбежным”. И всего две недели назад The Bell сообщил, что, согласно информированным источникам, российское правительство обсуждало увеличение налогов. Четыре источника близких к российскому правительству позднее подтвердили сообщение The Bell агентству Reuters. Факт того, что ставка НДС увеличится в 2026 году, также сообщил издателю Agentstvo.
Узнайте больше о российской экономике. «Приближение к нулевому росту»: глава Сбербанка говорит, что российская экономика находится в “технической стагнации”. Что это значит?
Что такое налог на добавленную стоимость?
НДС – это косвенный налог, взимаемый с всех товаров и услуг. Потребитель платит этот “невидимый” сбор при совершении покупки, и продавец лишь выступает посредником, перечисляя налоговые платежи в правительство. Как рассказали экономисты Novaya Gazeta Europe, НДС является наиболее удобным фискальным инструментом для пополнения казны страны: это наиболее сложный налог, от него тяжелее уклониться, и доходы от него поступают в казну правительства регулярно и предсказуемо.
Какую прибыль принесет повышение ставки НДС?
По оценкам The Bell, увеличение может принести до одного триллиона рублей в год — эквивалент примерно 12 миллиардов долларов или 0,5 процента ВВП — в дополнительные доходы для федерального бюджета. Тем не менее, эта прогнозная цифра не учитывает возможного исключения определенных товаров, которые в конечном итоге были включены в бюджетный пакет. Минфин пообещал, что сниженная ставка НДС в 10 процентов останется в силе для ряда “социально значимых” товаров, включая продукты питания, лекарства и медицинские товары, товары для детей и другие необходимые предметы.
Публикую на Телеграме, экономист Дмитрий Полевой оценил, что новый план Минфина принесет от 2,4 до 2,9 триллиона рублей (примерно от 29 до 35 миллиардов долларов) дополнительных доходов бюджету, включая от 1,8 до 2 триллионов рублей (от 21 до 24 миллиардов долларов) за счет повышения ставки НДС, от 100 до 300 миллиардов рублей (от 1,2 до 3,6 миллиарда долларов) от изменения налогового режима для букмекеров (которые, начиная с 2026 года, будут обязаны уплатить 5 процентов от своего оборота и 25 процентов от своей прибыли) и от 500 до 600 миллиардов рублей (от 6 до 7 миллиардов долларов) от отмены льгот по страховым взносам.
В любом случае, очевидно, что повышение ставки НДС больше всего поможет российскому правительству. По данным агентства Reuters, НДС составил 37 процентов доходов федерального бюджета в прошлом году.
Это кризисный индикатор?
Власти отрицают это, но 2025 год оказался трудным испытанием для российской экономики. Темпы роста замедляются, цены на нефть остаются ниже прогнозируемых уровней, а дефицит федерального бюджета составил 4,2 триллиона рублей ($50 миллиардов) с начала года по август, превысив цель в 3,8 триллиона рублей, установленную на весь год. Увеличение дефицита было бы одним из способов покрытия расходов, однако это будет менее прибыльный подход для властей, чем сбор дополнительных налогов с населения.
Узнайте больше о российской экономике. Пока Кремль тормозит в мирных переговорах, экономика России находится под растущим давлением
Будет ли повышение ставки НДС неизбежно приводить к росту цен на потребительские товары?
Скорее всего. Но точно известно, что расходы в основном переносятся на конечных потребителей. Как заявил Центробанк России, увеличение ставки НДС в 2018 году (с 18 процентов до 20 процентов) добавило дополнительно от 0,55 до 0,7 процентных пунктов к годовой инфляции в период с июля 2018 года по апрель 2019 года. Экономист Дмитрий Полевой оценивает, что предстоящее повышение ставки НДС может добавить 0,6–0,7 процентных пунктов к инфляции в четвертом квартале 2025 года и 0,1–0,2 процентных пунктов в первом квартале 2026 года.
Однако, поскольку рост инфляции в этом году остается ниже прогнозированных 6–7 процентов Центробанка, увеличение ставки НДС может просто приблизить эту цифру к “базовой траектории” регулятора. И, как сказали некоторые экономисты RBC, это может оказать дезинфляционное воздействие в долгосрочной перспективе, поскольку ожидается снижение дефицита федерального бюджета.
Узнайте больше о ценах на продукты во время военного времени Падение цен на потребительские товары в России. Что происходит?
Будет ли это повышение налога иметь другие последствия?
Российские власти наносят удар по карманам потребителей, чтобы закрыть дыры в федеральном бюджете, но это не самое страшное последствие предстоящего повышения НДС. Более важно то, насколько решительно правительство действует. Вопреки своим обещаниям, это не первый раз с февраля 2022 года, когда российские чиновники перекладывают бремя финансирования войны на население. Вторая Послесье войны уже составляет треть всех расходов бюджета, и увеличение налогов является косвенным сигналом того, что Москва не планирует ограничивать свою военную агрессию в обозримом будущем.
Сам Дмитрий Песков, пресс-секретарь Кремля, признал в интервью в среду: “То, что происходит вокруг нас — это война. Сейчас самый острый момент,” — сказал он радио RBC. “Мы должны выиграть ее ради наших детей, внуков и нашего будущего.”
Meduza