Фото: Евгений Епанчинцев / ТАСС.
Приняты в третьем чтении изменения в федеральное законодательство, возвращающие ФСБ с 1 января 2026 года право иметь свои следственные изоляторы.
С одной стороны, адвокаты и правозащитники говорят, что сосредоточение следствия и содержания обвиняемых в одних руках может ухудшить положение подследственных.
Но с другой стороны, они же отмечают, что закон во многом лишь легализует давно сложившуюся ситуацию.
В пояснительной записке к проекту закона, внесенному группой депутатов под руководством Василия Пискарева, говорится, что он разработан «в целях повышения эффективности организации деятельности органов ФСБ».
В связи с вступлением в 1996 году в Совет Европы Российская Федерация взяла на себя обязательство передать управление всеми пенитенциарными учреждениями и надзор за исполнением наказаний в компетенцию Министерства юстиции.
После этого следственные изоляторы ФСБ в соответствии с президентским указом от 12 июля 2005 года № 796 «О дополнительных гарантиях обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» были переданы в уголовно-исполнительную систему. Однако в 2022 году, говорится в записке, «Российская Федерация прекратила членство в Совете Европы и в настоящее время не связана с ним какими-либо обязательствами».
Между тем «с началом специальной военной операции существенно увеличилось количество подозреваемых и обвиняемых в государственной измене, сотрудничестве на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией и шпионаже, подавляющее большинство которых содержится в следственных изоляторах».
Василий Пискарев в своем телеграм-канале сообщает, что «после госпереворота на Украине, и особенно после начала СВО, кратно активизировалась разведывательная и подрывная деятельность иностранных спецслужб и подконтрольных им террористических и экстремистских сообществ против России», и что «с 2015 по 2024 год в три раза увеличилось количество возбужденных дел о госизмене, шпионаже, терроризме и экстремизме, количество подозреваемых и обвиняемых по таким делам, содержащихся под стражей, выросло в четыре раза», и «принятие закона это адекватная реакция государства на существующие угрозы в сфере безопасности».
Еще в пояснительной записке говорится, что «стабильно высоким остается число подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений террористической и экстремистской направленности, содержащихся под стражей», и что…
**Continues**