Маленькая победа для ультраниционалистов. Новые выборы в России принесли предсказуемые победы кандидатов, поддерживаемых Кремлем, и нового претендента на второе место.

Комиссия по выборам опустошает урну на избирательном участке в детском саду в Сочи. 14 сентября 2025 года.

В прошлые выходные россияне отправились на избирательные участки на так называемый единый день голосования в стране (который на практике длится три дня). Выборы принесли предсказуемые победы кандидатов, поддерживаемых Кремлем. И с некоторой помощью администрации Путина ультранационалистическая ЛДПР обошла КПРФ на втором месте. Специальный корреспондент Медузы Андрей Перцев объясняет, как проходили гонки.

В течение выходных избиратели по всей России выбирали губернаторов, депутатов региональных парламентов, членов муниципальных советов и мэров.

После закрытия избирательных участков председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Элла Памфилова заявила, что не было “инцидентов” во время голосования. Дмитрий Медведев, лидер правящей партии “Единая Россия” и заместитель председателя Совета безопасности, охарактеризовал выборы как прошедшие “практически в боевых условиях” — по-видимому, намекая на удары беспилотников украинских военных.

По данным ЦИК, на избирательных участках присутствовали почти 150 000 наблюдателей. Однако организации, независимые от Кремля, с 2016 года лишены официального статуса наблюдателей. В том же году были введены новые ограничения на то, сколько наблюдателей могут зарегистрировать кандидаты и партии.

Наша единственная надежда — это вы. Поддержите Медузу, пока не поздно.

Как прошли выборы губернаторов

Согласно официальным данным, кандидат, поддерживаемый Кремлем, победил в каждом регионе, где прошли выборы губернаторов в прошлые выходные: 19 членов “Единой России” и один самовыдвиженец Олег Николаев от “Справедливой России”, занимающий пост главы Чувашской Республики. (Президент Владимир Путин поддерживал его кандидатуру перед голосованием.)

В прошлом году, по данным ЦИК, семь кандидатов, поддерживаемых Кремлем, преодолели отметку в 80 процентов. В этом году их было восемь. Все они были либо действующими губернаторами, стремившимися к переизбранию, либо временно назначенными исполнительными губернаторами перед выборами. Семь других номинантов от Кремля выиграли между 70 и 80 процентов голосов, в то время как еще пять попали между 60 и 70 процентов.

Действующий глава Тамбовской области от “Единой России” Евгений Первышов официально получил 74,3 процента. Выпускник программы “Время героев” Кремля, направленной на подготовку ветеранов войны к государственной службе, Первышов был представлен во время кампании как “участник особой военной операции”. До его назначения на пост в Тамбове в ноябре 2024 года он был мэром Краснодара, а затем депутатом Государственной думы от региона. Местные СМИ в Краснодаре сомневались, видел ли он когда-либо боевые действия.

Эксперты из независимой избирательной организации “Голос” считают Тамбовскую область особенно подверженной фальсификациям. Тем не менее, результат Первышова оказался слабым по сравнению с его предшественниками. В 2022 году Максим Егоров от “Единой России” выиграл 84 процента (он был арестован в 2025 году после ухода с поста по обвинениям в крупномасштабном взяточничестве). Другой бывший губернатор, Александр Никитин, набрал 79 процентов голосов в 2020 году.

Как выиграть выборы Когда лошадь умирает, слезь с нее… Как политические консультанты России создали режим Путина — и потеряли из-за этого свою карьеру
Наименьший результат среди действующих губернаторов в этом году показал Игорь Кобзев, глава Иркутской области. Он официально получил 60,79 процента голосов. Его оппонент — кандидат Коммунистической партии Сергей Левченко, руководивший регионом с 2015 по 2019 год — выиграл 22,64 процента, лучший результат среди кандидатов из “системной оппозиции” по всей стране.

Иркутск и Камчатский край оба являются регионами, которые Кремль считал потенциально подверженными протестам. На этих выборах действующий губернатор Камчатского края Владимир Солодов выиграл 62 процента. Местное административное управление организовало временные уличные участки для голосования, заявив, что это необходимо для безопасности избирателей после землетрясения, произошедшего в регионе 30 июля. Еще один толчок произошел у восточного побережья Камчатки 13 сентября.

Перед голосованием серьезные соперники Солодова исчезли. В середине июня местное отделение “Справедливой России” сняло сопротивление журналиста Александру Новикову со старта. Солодов без труда победил, но избиратели все равно нашли способы выразить протест: почти пять процентов бюллетеней были испорчены, самая высокая ставка в стране.

По данным ЦИК, самый большой отрыв в целом достался Рустаму Минниханову в Татарстане, который получил 88,25 процента голосов. Это было немного меньше (официального) результата Путина в республике во время президентских выборов: 88,74 процента.

Как справилась “системная оппозиция” Кремля

Блок внутренней политики Кремля пытается повысить популярность лидера, ошибочно названной ЛДПР, до должности второй по популярности партии в стране. На последних выборах кандидаты ЛДПР обошли КПРФ. Номинанты партии заняли второе место в законодательных органах Белгородской, Костромской, Курганской, Магаданской и Рязанской областей, а также в Ямало-Ненецком автономном округе. В Калужской области КПРФ и ЛДПР практически равны, получив около 9,5 процента.

Тем не менее, в 13 из 20 регионов, где прошли выборы губернаторов, КПРФ заняла второе место. Они также победили на выборах мэра в Черногорске, втором по величине городе Республики Хакасия.

Несмотря на эти результаты, прокремлевские комментаторы быстро назвали КПРФ “застойной” партией и заявили, что ЛДПР “твердо закрепила свое место как вторая партия в стране”, постепенно заменяя КПРФ.

«Я предпочел бы платить налоги НАТО». Российский IT-специалист, по слухам, увольняется с массовым электронным письмом, в котором желает смерти нанимаемому коллеге и говорит, что уезжает жить во Францию.

Французский велогонщик Софиан Сехили, вероятно, будет заключен под стражу за незаконное пересечение границы во время попытки установить рекорд на дистанции.