Медуза беседует с аналитиком Балажем Жарабиком о том, как война и военное положение перекраивают политическую картину Украины.

Протестующий держит украинский флаг во время демонстрации в Киеве против закона, лишившего антикоррупционные агентства независимости. Президент Зеленский позже отозвал это законодательство. 24 июля 2025 года.

Из-за полномасштабного вторжения России Украина находится под военным положением уже почти четыре года. Демократические процессы, такие как выборы, оставлены на заморозке, что фактически парализует внутреннюю политику. С войной, продолжающейся, украинское общество и политическая элита собрались вокруг президента Владимира Зеленского. Однако, с возвращением президента США Дональда Трампа в Белый дом с намерением договориться о мире, начали появляться признаки политической конкуренции. Летом Украина столкнулась с первыми крупными протестами с момента полномасштабного вторжения России, и долгие конфликты между местными властями и администрацией Зеленского перешли в общественное внимание. В новом отчете для инициативы Украины Карнеги аналитики Балаж Жарабик и Анатолий Октюсюк рассматривают политический ландшафт Украины и его значение для власти в Киеве. Чтобы узнать больше о их выводах, редактор The Beet Илиш Харт поговорила с аналитиком и бывшим дипломатом Балаж Жарабиком, основателем консалтинговой фирмы по политическим рискам Minority Report и партнером в R.Politik.

Это интервью было отредактировано и сокращено для удобства.
Балаж Жарабик
— Летом Украина столкнулась с первыми крупными протестами с начала полномасштабной войны. Многие наблюдатели считают это признаком начала политического размороза, даже находясь под военным положением. Так ли вы трактуете протесты? Или вы считаете “размораживание” политики в Украине связанным с другим событием?
— Это был безусловно очень заметный знак возвращения политики. Но я считаю, что наиболее важным фактором стало вмешательство администрации Трампа с заявленной целью окончания войны. Это изменило политическую картину, потому что стоит начать говорить об окончании войны, следующим вопросом, который возникает в контексте возвращения политики, являются выборы. Теперь, учитывая, что война только усиливается, мы пока не говорим о возвращении политики. Поэтому мы использовали термин “размораживание”.

Поддержим Meduza до поздно.
— Политические рейтинги президента Зеленского колеблются на протяжении войны, и его пятимесячный срок официально истек в мае 2024 года. Однако популярного требования проведения выборов во время продолжающейся войны практически нет. Как вы оцениваете политическое положение Зеленского на данный момент?
— Я бы хотел подчеркнуть, что существует общее согласие среди политических элит и общества о том, что выборы могут быть проведены только после какого-то решения в вопросе войны. Например, устойчивое перемирие не будет полноценным решением, но оно может открыть путь к выборам. Также полное согласие в том, что во время войны президент, выполняющий обязанности главнокомандующего, нуждается в поддержке, хотя оппозиционные партии жалуются на консолидацию власти и события, которые они считают недемократическими. Если вы послушаете партию “Европейская солидарность” бывшего президента Порошенко, например, они явно обсуждают это. Тем не менее, сбор вокруг флага и, следовательно, вокруг главнокомандующего, остается самым важным.

Сама война, очевидно, является главным фактором, который заставляет политику замереть. Затем есть военное положение, которое дает дополнительную силу президентскому офису. Они также поддерживают то, что я бы назвал транзакционным, но функциональным большинством в парламенте, хотя однопартийное большинство партии “Слуга народа” исчезло уже более года назад, если не раньше. Они могут получить поддержку от различных фракций по ключевым законопроектам, иногда даже оппозиция голосует вместе с большинством правительства по вопросам, связанным с европейской интеграцией.
Узнайте больше о сроке действия Зеленского‘Сейчас не время’. Срок президента Зеленского должен был закончиться 20 мая. Как украинцы относятся к его пребыванию у власти без выборов.
Во время войны существует больший контроль. Офис президента, а также его компания Квартал 95, действительно самая эффективная PR/политическая коммуникационная компания, и управляющий в офисе президента имеет большинство ресурсов, когда речь идет о политике. Таким образом, все эти факторы держат офис президента и сосредоточенную власть в безопасности, и именно это формирует базу его власти.

С учетом изменений в украинской демографии, региональных сдвигов и так далее, многие люди ставят под сомнение ценность общественного мнения. Тем не менее, существуют очевидные тенденции, показывающие, что рейтинг доверия президенту все еще высок, около 60 процентов. И когда Зеленский оказался под давлением от администрации Трампа, после известной встречи в овальном кабинете в феврале, произошел всплеск поддержки для него. (Это тот эффект сбора вокруг флага, о котором я упомянул ранее).

В то же время последние результаты опросов показывают, что только 25 процентов респондентов на самом деле хотят, чтобы Зеленский снова баллотировался на пост президента; украинцы хотят видеть новые лица в политике. Если вы реально взглянете на рейтинги доверия, опросы показывают, что президент Зеленский отстает от бывшего главнокомандующего армией [Валерия] Залужного и немного опережает главу военной разведки ХУР [Кирилла] Буданова. Такие явные сдвиги присутствуют, и до сих пор они отмечаются в сторону военных фигур. Не случайно, что украинская армия и добровольцы, поставляющие ей помощь, считаются одними из самых доверенных институтов, с рейтингом более 80 процентов, согласно всем опросам. Таким образом, украинцы смотрят на этих людей как на естественных политических альтернатив.
— Известно, что Зеленский чутко реагирует на общественное мнение и менял свое мнение относительно того, будет ли он искать повторное избрание. Как он пытается себя позиционировать вперед?
— [Зеленский] намекал, что может не баллотироваться – и у него есть знаменитая цитата с первого года его президентства – “Я здесь на один срок”. Случайно или нет, но он все еще находится в своем первом сроке, даже на седьмом году. Очевидно, это обусловлено ситуацией с вторжением России, поэтому это не то, за что стоит держать Зеленского ответственным. Если быть честным, на данном этапе очень сложно сказать, будет ли он баллотироваться снова, потому что, на мой взгляд, пока не было принято решения.

Сейчас мы наблюдаем размораживание политики. Тем не менее, офис президента старается максимально контролировать политику, просто потому, что они сосредоточены на войне и обеспечении Украины необходимыми средствами для борьбы и самообороны. Поэтому политика вторична в этом случае. Опять же, это согласие в том, что Зеленскому следует получать поддержку как главнокомандующему, по-прежнему очень актуально.
Ситуация на фронте Российские войска приближаются к Покровску Военные аналитики Meduza о угрозе окружения и шансах обороны Украины
Все партии подготавливаются, формируют свои команды. Но когда речь идет о проведении выборов после такой войны, возникают множество технических вопросов, которые оказали огромное влияние на демографию, избирательные списки и структуру партий. Миллионы украинцев покинули страну; мы только предполагаем, сколько осталось. Есть вопрос о том, кто может голосовать и где. Так что технические подготовки продолжаются только в рамках этого обсуждения и дебатов. Мы также наблюдаем попытку отложить подготовку к выборам до окончания войны. Поэтому это немного двусмысленная ситуация.

Ключевые политические фигуры, такие как лидер парламентской фракции “Слуга народа” Давид Архамия и другие, на самом деле страхуются. Залужный говорит со всеми, хотя четко заявил, что любые разговоры о его потенциальной политической роли сводятся к чисто спекулятивным, так как он служит стране и президенту в качестве посланника Украины в Лондоне. Я думаю, они серьезно относятся к тому, что на данном этапе все – это всего лишь спекуляции. В то же время эти слухи также служат политике, потому что это заменяет реальные подготовки.
— В октябре Зеленский лишил мэра Одессы Геннадия Труханова гражданства и фактически лишил его должности. Некоторые аналитики считают, что это часть более широких усилий Зеленского и его команды по централизации власти и переформатированию местной политики под их “музыку”. Как вы это видите?
— Противостояние между местными властями и офисом президента шло essentually еще до войны и не прекращалось. Местные власти и мэры проявили себя как эффективные лидеры во многих отношениях, начиная от организации добровольцев и пожарной борьбы до обеспечения нормальной работы энергетики и другой инфраструктуры – многие вещи зависят от способности и ресурсов местных властей. Поэтому, да, вы видите политические столкновения. Самый известный случай – это между мэром Киева Виталием Кличко и офисом президента. И вы также видите, что эти мэры пытаются формировать политические ассоциации по отношению к центру, и эти столкновения иногда попад

Бывший полицейский убивает королеву конкурса красоты в Бурятии после того, как не удалось получить статус беженца в США.

Российский медицинский студент прочитал о Азовском полку Украины, пока ехал на автобусе. В течение нескольких часов федеральные агенты арестовали его за ‘незаконный интернет-поиск’.