Крайне правому французскому лидеру Марин Ле Пен не везет с деньгами европейских налогоплательщиков. Ну, или наоборот, если посмотреть с точки зрения денег. Не успела она, получив приговор за создание фиктивных рабочих мест в Европарламенте на 4,5 млн евро, потерять право на избрание и заявить, что ее «сменщик» Барделла «должен готовиться» выдвинуться в президенты вместо нее, как в эту форточку возможностей прилетел новый камень из Брюсселя.
В газетах оказался доклад генерального директората Европарламента по финансам, в котором рассказывается о расходовании еще 4,3 млн евро по очень странным схемам. Второстепенная для денег, но немаловажная для избирателей деталь: ключевым «актором» в создании схем называется очень близко знакомый г-же Ле Пен человек, которого она, как утверждает, «отдалила от себя» после его открытой поддержки неонацистской акции.
«Актора» этого зовут Фредерик Шатийон, его долгие годы называли «неофициальным главным советником» и «серым кардиналом» Марин Ле Пен, с которой он познакомился еще в университете — на скамье юрфака Panthéon-Assas. В пору знакомства Шатийон возглавлял студенческую «боевую» антисемитскую и антикоммунистическую организацию Groupe union défense (GUD), чью «эстетику» трудно не спутать с неонацистской.
Этого персонажа также уличали в связях с «отрицателями» массового уничтожения евреев и в подписании петиции за отмену французского закона о запрете отрицания Холокоста. Он участвовал в «праздновании» 50-летия дивизии СС «Валлония». Кроме того, по данным Le Monde, Шатийон — «убежденный сторонник» «Хезболлы» и имеет давние связи в Ливане, а также в Сирии, где многократно встречался с Башаром Асадом и долгие годы устраивал ему «информационную поддержку».
И как-то всегда совмещал «борьбу» за «идеи» с финансовыми схемами, многие из которых были связаны с партией Ле Пен и уже становились предметами уголовных разбирательств. По одному из них этих дел Шатийон был приговорен к 2,5 года условно и штрафу в 250 000 евро за мошенничество и злоупотребление корпоративными средствами.
В общем, семья Ле Пен, партия Ле Пен и Шатийон связаны столь многими финансовыми и дружеско-родственными нитями*, что когда Марин заявила в мае 2023 года о том, что уже «разорвала с ним все политические и профессиональные отношения», а теперь «извлечет и личные последствия», не все поверили. Такое заявление госпожа Ле Пен вынуждена была сделать в ответ на вопрос газеты Le Monde о ее реакции на то, что г-н Шатийон не только поддержал прошедший за несколько дней до того неофашистский марш в Париже, но и пообещал в следующем году прийти на него лично.
Еще одна пикантная деталь заключается в том, что организацией этого неофашистского марша в Париже вот уже тридцать лет занимается так называемый «Комитет 9 мая», созданный в 1994 году группировкой GUD, когда ею руководил… Фредерик Шатийон. То есть как минимум тридцать лет госпожу Ле Пен не смущало это обстоятельство — настолько, что еще до 2024 года ее старый товарищ был ключевым лицом в заключении контрактов партии на миллионы евро.
В чем суть нового скандала? В совместной публикации, которая вышла 03.07.2025 в Le Monde и еще нескольких СМИ-партнерах, рассказывается о том, что крайне правая фракция Европарламента «Идентичность и демократия» (ID), которая существовала в прошлом созыве Европарламента и в которую входило «Национальное объединение», могла ненадлежащим образом использовать не менее 4,3 млн евро бюджетных средств. И что львиную долю этих денег получили компании, так или иначе связанные с Шатийоном, — несмотря на то, что самое большое количество депутатов во фракции имела все-таки итальянская «Лига».
Не знаю, связано ли это как-то с тем, что г-н Шатийон давно живет в Италии, где имеет многочисленные связи с людьми своего круга и организовывал поездки на итальянскую землю самой Марин. По легенде, распространяемой источниками из партии, он там в «ссылке». А деньги тратились по так называемой «строке 400», как на евробюрократическом жаргоне называют средства, используемые на «операционные расходы» фракций.