Могильный крест для озера Байкал. В ближайшее время Государственная Дума одобрит планы по массовой вырубке леса вдоль берегов озера. Одной из целей является странное расширение кладбища.

Байкальский государственный природный биосферный заповедник. Фото: Андрей Огородник / ТАСС.

Правительственная комиссия одобрила поправки в закон о Байкале, которые разрешают сплошные рубки леса по берегам озера. Вскоре законопроект может принять Государственная дума.

Документ уже проходил первое чтение в парламенте два года назад — в июле 2023 года. Из-за критики со стороны экологических организаций и научного сообщества его пообещали серьезно доработать ко второму чтению. Но, кажется, ничего дорабатывать не стали, а решили идти другим путем. Уже в 2023 году на фоне критики законопроекта в стране запретили Greenpeace.

А созданный как патриотическая альтернатива этой организации фонд «Компас» снял фильм о необходимости рубок. Зимой 2025 года один из лоббистов документа, глава Бурятии Алексей Цыденов, сумел добиться поддержки идеи от Владимира Путина. Тот поставил резолюцию «согласен» на письме, в котором рубки представлялись необходимыми для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов на побережье Байкала.

«Создание противопожарных разрывов на границе населенного пункта невозможно в связи с запретом на вырубку деревьев. Перевод земель из лесного фонда под земли промышленности для строительства очистных запрещен, рубка деревьев в месте строительства очистных, а также под инженерные коммуникации запрещена. При ремонте дорог и мостов требуется временный объезд и расширение трассы, в связи с чем требуется рубка деревьев», — говорилось в письме Цыденова.

Эти аргументы сторонники рубок приводили и ранее. Были и более эмоциональные: например, о том, что на Байкале негде хоронить людей. Но если отбросить эмоции и посмотреть на дополнительные материалы к законопроекту, то возникает много вопросов. Для начала — про те самые кладбища.

В поселке Шида, где живет 28 человек, с помощью сплошных рубок кладбище планируют расширить на 2 гектара — это порядка 5000 могил. В Слюдянке, где живет 19 000 человек, количество захоронений хотят увеличить на 62 000. И даже в поселке Шумиха, где вообще никто не живет, на всякий случай хотят расширить местное кладбище на 1000 могил. Также в законопроекте оставлено строительство дорог: причем каких именно и в каких количествах — неизвестно.

Экологи опасаются, что речь идет не о реконструкции существующих дорог к населенным пунктам (для этого как раз сплошные рубки не нужны), а о прокладке новых автотрасс к планируемым курортам. Например, в прошлом году компания Cosmos Hotel Group (структура АФК «Система») заявила о желании построить на берегу байкальской бухты Безымянной отель категории «пять звезд».

Для этого придется вырубить около 400 гектаров леса, что сейчас сделать невозможно. Но если законопроект будет принят, станет возможным строительство и комплекса, и дороги к нему. Туризм вообще может стать основным драйвером байкальских рубок: так, еще в 2023 году экологические журналисты выяснили, что самый крупный из уже запланированных под рубки участков — 553 гектара — прилегает к курорту «Гора Соболиная», принадлежащему структурам Олега Дерипаски.

Вероятно, речь идет о расширении курорта. Именно такие моменты — когда под видом заботы о жителях продвигаются интересы бизнеса или вовсе непонятное расширение кладбищ — и смущают противников законопроекта. Но не только. Рубки неизбежно приведут к деградации самого озера: не будет леса — и дожди начнут смывать в Байкал органику, а значит, усилится «цветение» воды.

Вместо прозрачной все чаще байкальская вода будет становиться зеленой, наполненной вредоносными нитевидными водорослями спирогирами. Это станет катастрофой для живых существ: пострадают моллюски и бычки (они не могут обитать на участках дна, покрытых спирогирой), вслед за ними пострадает омуль, питающийся икрой бычков, а вслед за омулем — байкальская нерпа.

Кроме того, все обозначенное плохо соотносится с тем, что сплошные рубки в соответствии с законопроектом коснутся только больных и погибших деревьев. Однако никаких лесопатологических обследований, которые бы показывали, что байкальские леса больны, нет.

Более того, санитарные рубки, которые в теории действительно являются формой заботы о лесе, на практике нередко становятся инструментом его уничтожения: неслучайно самая большая незаконная рубка в истории России — именно санитарная. В 2021 году компании иркутского депутата Евгения Бакурова поймали на вырубке 15 000 гектаров якобы больного леса, который на поверку оказался здоровым.

Был назначен штраф в 2 миллиарда рублей, но предприятия не заплатили, начав процедуры банкротства. Экологи отмечают, что рубки на Байкале очень выгодны лесопромышленникам, ведь речь идет о первозданных лесах, то есть древесине высочайшего качества, вблизи крупного покупателя — Китая.

В природоохранном и научном сообществе поправки все еще надеются отбить: проект «Земля касается каждого» призывает писать обращения спикеру Госдумы Вячеславу Володину с призывом проявить принципиальность и не допустить сплошных рубок на Байкале.

В 2023 году Володин действительно заявлял, что валить лес на озере не нужно. Но тогда не было позиции правительства и Владимира Путина. Поправки в законопроект о Байкале, внесенные ко второму чтению, предполагают, что все решения о жизнедеятельности вокруг озера будет принимать специальная комиссия — и только после заключения РАН, заявил глава думского комитета по экологии Дмитрий Кобылкин.

Акунин и аристократы. Единодейственная трагикомедия о том, как проходил суд над писателем, точнее, над его словами.

Правительство официально поручило компании VK развивать универсальный государственный мессенджер MAX, который будет аналогичен китайскому WeChat.