“Форум свободной культуры”. Photo: slovonovo.me.
(18+) РЕАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КАЛИТИНЫМ АНДРЕЕМ СЕРГЕЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КАЛИТИНА АНДРЕЯ СЕРГЕЕВИЧА.
В городе Тиват, на адриатическом побережье Черногории, в сентябре этого года прошел очередной и юбилейный “Форум свободной культуры”, 10 лет назад получивший название “СловоНово”. Самая его большая проблема в том, что как раз просто словами описать этот форум категорически невозможно. Но мы попробуем.
“Сто лет назад на Place de la Concorde в Париже в пространстве русской литературы раздался горький вопрос: Que faire? Как быть? Это название знаменитого рассказа Надежды Теффи. Культура страны раскололась: одни стали строить светлое будущее, другие пытались сохранить прошлое. На наших глазах повторяется культурная катастрофа столетней давности? Да, потому что территория и культура опять расходятся. И нет, потому что такой культурной катастрофы страна еще не знала”.
Этими словами начиналось выступление русского и швейцарского писателя Михаила Шишкина на “Форуме свободной культуры”, который когда-то был в России единственным лауреатом всех трех самых престижных литературных премий — “Русский Букер”, “Большая книга” и “Национальный бестселлер”, а теперь признан “иностранным агентом”, как и основанная им премия “ДАР”.
“Форум свободной культуры”. Photo: slovonovo.me.
“СловоНово” сегодня объединяет в себе все жанры и форматы искусства, которые в принципе существуют. В течение шести дней зрители и участники форума на площадках культурного центра Тивата Centar za kulturu могли послушать новые стихи Веры Полозковой, посмотреть фильмы из программы “Артдокфест” Виталия Манского, обсудить новости европейской политики с политологом Александром Морозовым, купить новую книгу социолога Виктора Вахштайна, устроить философский спор с Петром Щедровицким, попросить совет психиатра у Андрея Бильжо, узнать о новинках музыкального мира у Бориса Барабанова, пошутить с Виктором Шендеровичем, выпить и закусить с поэтом Орлушей (Андрей Орлов), а вечером посмотреть премьеру спектакля “Тополиный пух” в постановке Ивана Вырыпаева с Татьяной Лазаревой в главной роли. На самом деле программа форума значительно шире, для его участников — это полное погружение в мир культуры на русском языке, которая живет вне территории и не имеет границ. “На “СловоНово” каждый раз происходит обмен: что случилось за год? Какие появились тексты, какие мысли? Ты словно окунаешься в эту повестку, осмысляешь ее”, — говорит режиссер Иван Вырыпаев, который старается не опоздать на публичную лекцию “Интегральное искусство”. Читает ее он сам.
“Я люблю эту атмосферу, в которой все смешано и происходит как будто параллельно. Ты жуешь бутерброд, пытаешься позавтракать и осмысляешь какие-то важные вещи. А потом читаешь свои стихи людям, на чьих книгах ты вырос. Но и они пришли тебя послушать с кофе и булочкой, поэтому все ок”, — улыбается поэтесса Вера Полозкова, подписывая книги своих стихов. Вера Полозкова. Photo: slovonovo.me.
Несколько часов спустя выставку произведений современного искусства в главном зале культурного центра проводит основатель “СловоНово” Марат Гельман, который давно уже не просто галерист и продюсер, но и художник. Показывая зрителям свои собственные работы, он говорит об эволюции вопросов, на которые отвечали художники разных эпох и стилей. “Что? Как? Кто? И наконец — зачем?” Внимательный гость форума в этот момент отмечает главное — “СловоНово” на самом деле пытается задать все эти вопросы. И на все эти вопросы ответить. Или хотя бы попробовать, как говорил герой Кена Кизи.
В прошлом году “Новая газета” задала семь вопросов участникам форума. В этот раз вместе с гостями “СловоНово” мы хотели узнать, что произошло в мире русскоязычной культуры, живущей вне пределов страны, за прошедший год. Все участники были единодушны в оценке главного события года — премьерной книжной ярмарки издательства Vidim Books, прошедшей в августе в Амстердаме.
Александр Гаврилов. Photo: соцсети форума.
Основатель Vidim Books, издатель Александр Гаврилов:
“Вообще, наша главная цель — это пересоздание европейской культуры на русском языке. Эту культуру делают совместно люди из России, Украины, Беларуси, Казахстана, Германии, Израиля и других стран. Мы живем в Европе, говорим на русском, и этот язык является для нас ключевым, хотя и не единственным, языком культурного потребления. Мы совершенно не склонны отказываться от этого языка из-за того, что им, кроме нас, пользуются еще злодеи. Много чести всей этой своре — отказываться из-за них от своего языка!
„
“Возвращение себе своего языка и ощущение полноценной всевозрастной и разноформатной культурной жизни — так звучала задача нашего фестиваля, да и вообще работы. Мы сегодня создаем новую карту существования для культуры на русском языке. Нужно строить дом для этой культуры, которая только в ЕС объединяет порядка 13–15 миллионов человек.
Это большое, активное, открытое и склонное к созданию собственных инструментов жизни культурное меньшинство, которому нужен свой дом”. Книжные ярмарки, которые ежегодно проходят в разных городах Европы — “Пражская башня” в Чехии, ярмарки в Варшаве, Берлине, Франкфурте и Амстердаме, — это не только выставки-продажи новых книг на русском языке, которых в России сегодня нет.
Это площадки, на которые приходят поговорить, увидеться, обняться, обменяться мыслями и эмоциями, поделиться горем и порадоваться общим победам. У эмиграции 20-х годов прошлого века такого культурного плацдарма не было в принципе. Книги сегодня объединили всех, кто уехал.
И объединили их с теми, кто остался. Благодаря интернет-площадкам читателям в России будет доступна и книга, которую участники “СловоНово” признают событием года, — это роман “Смонг” Виктора Вахштайна, ученого, социолога, одного из основателей знаменитой Шанинки.
В декабре 2004 года в Индийском океане произошло сильнейшее землетрясение, вошедшее в тройку самых разрушительных за всю историю человечества. Последовавшее за ним цунами привело к гуманитарной катастрофе и гибели почти 300 тысяч человек, из которых 170 000 — жители Суматры. Между эпицентром землетрясения и Суматрой лежит крохотный остров Симелуэ. Его накрыло первым, но погибло только 7 человек. Как только вода стремительно отошла от берега, жители прибрежных деревень с криками “Смонг!” устремились на гору в центре острова и спаслись. “Смонг” — это не просто термин, обозначающий цунами. Это огромный пласт культуры — колыбельные, притчи, детские сказки и лирические поэмы. Каждый текст в этом культурном корпусе содержит прямое указание, как себя следует вести в кризисной ситуации. “Смонг” начал формироваться в начале XX века, после страшного цунами 1907 года. Тогда погибло 70% населения Симелуэ. “Смонг” — метафора трагедии и общей беды, сигнал тревоги. Сегодня “Смонг” звучит во всем мире.
Виктор Вахштайн, ученый, социолог, писатель:
“Моя книга не проповедует. Я никого никуда не веду, потому что потерян сам. Книга — попытка починить язык жизни и науки, которая на родине подвергается ревизии. Я был представителем второго поколения Шанинки, мы успели воспитать третье, сейчас в России могло бы уже работать четвертое. Но учебная традиция внутри страны прервалась. Значит, мы ее будем продолжать вовне. Как жить на руинах, как делать выбор, как встроить событие в биографию и жить дальше”.
Виктор Вахштайн. Photo: соцсети форума.
“Жизнь на руинах” — очень точное определение того хрупкого пейзажа, на котором сегодня застыло время и мы. Стремительны только ракеты, летящие сквозь туман эпохи, а мы застыли как в стоп-кадре старого немого кино. Все мы вжимаемся в кресла кинозала, когда смотрим кадры из фильма Виталия Манского “Подлетное время”, и не верим, что могло произойти то, к чему многие сегодня уже привыкли. Как жить сейчас и после? Que faire?
Александр Морозов, политолог, философ:
“Если мы говорим о культуре как о сфере интеллектуального и творческого поиска, то “СловоНово” — главная русскоязычная европейская лаборатория смыслов. Основной вопрос сегодня — как дальше существовать культуре на русском языке, когда внутри страны ее рождения фактически произошел культурный дефолт. Образно говоря, “Москва” считает себя владельцем культурной почвы, ее основанием. Но во многих