В эти дни решается судьба старейшего русского храма Франции и всей Западной Европы. На четвертом году СВО французские власти решили передать его РФ, хотя суд первой инстанции в 2021 году поддержал общину, не желающую переходить в РПЦ.
24 июня истекает срок подачи кассационной жалобы на решение апелляционного суда в Экс-ан-Прованс (французский регион Прованс — Альпы — Лазурный берег) о передаче в собственность РФ русского храма святых Николая и Александры на улице Лонгшам в Ницце, построенного в середине XIX века, и русского кладбища Кокад на окраине города.
Как сообщил «Новой» староста храма и глава Русской культовой православной ассоциации (ACOR) Ниццы князь Алексей Оболенский, община еще не приняла окончательного решения о подаче жалобы. Судебные тяжбы с РФ, тянущиеся больше 10 лет, истощили ассоциацию, а шанс на победу не очевиден.
Ликвидация последнего островка независимой от Москвы русской церковной жизни в Ницце — неформальной столице «русской Лазурки» — смотрится органично на фоне усталости «глубинного» французского общества от поддержки ВСУ и в целом от затянувшегося конфликта на востоке Европы.
В неформальных разговорах с французами все чаще слышишь слова о том, что дальнейшая поддержка противников Путина и его системы снижает уровень безопасности для французов. Трудно сказать, в какой мере эти настроения влияют на французских судей, но их последние аргументы по делу о храме и кладбище звучат странно.
Интерьер Храма святых Николая и Александры в Ницце, который забирает в свою собственность РФ.
Приобретательная давность Прямо во время литургии в день престольного праздника храма св. Николая и Александры, 22 мая, в церковное здание на улице Лонгшам вошел судебный пристав в сопровождении слесаря и двух юристов, которые представили резолюцию председателя Высокого суда Ниццы.
Резолюция, ссылающаяся на решение суда в Экс-ан-Провансе, предписывала произвести опись имущества храма и кладбища — в связи с предстоящей передачей РФ. «Мы сопротивлялись, чтобы успеть предупредить как можно больше людей и журналистов, — рассказывает Алексей Оболенский. — Пристав вызвал полицию, и опись состоялась при активном участии бывшего служащего нашей ассоциации — как позднее выяснилось, работавшего на «них».
Князь Оболенский — потомок эмигрантов первой волны, ученый-славист, скульптор, архитектор и певец — в свои 78 лет возглавил мирное сопротивление наступлению РФ и РПЦ на последние островки независимой русской церковной жизни.
20 лет назад, когда его выбрали на пост председателя ACOR, ассоциация, созданная вскоре после русской революции, владела всеми тремя русскими храмами Ниццы.
Величественный Свято-Николаевский собор, на углу проспекта Николая II и бульвара Царевича, РФ отсудила еще в 2010 году, „ война за русское кладбище началась в 2016-м, а теперь вот должны изъять последний — сравнительно небольшой, но очень уютный и аутентичный храм на улице Лонгшам.
78-летний князь Алексей Оболенский с супругой.
Такое решение неожиданно вынес 24 апреля суд в Экс-ан-Провансе, отменив решение Высокого суда Ниццы от 25 февраля 2021 года, которое признало право собственности на храм за ACOR, — «в силу приобретательной давности».
Французский Гражданский кодекс, известный также как «Кодекс Наполеона» (принят в 1804 году), устанавливает принцип prescription acquisitive, согласно которому, если владение недвижимостью не было оспорено в течение 30 лет, оно признается законным.
Храм святых Николая и Александры построен в 1850-е годы на бывшем заболоченном участке, приобретенном частными лицами (не российским государством!) из русской колонии Ниццы. „ Это старейший русский приходской храм в Западной Европе — до его постройки такие храмы существовали лишь при посольствах.
В 1923 году значительно возросшая русская колония зарегистрировала ACOR, которая более 80 лет оставалась единственным юридическим представителем русского православия в Ницце.
Советское государство не интересовалось местными храмами и кладбищем, соответственно, не заявляла на них претензий и РПЦ.
Интерес к русским храмам Ниццы российские власти проявили лишь в 2006 году, когда подходил к концу процесс поглощения Московской патриархией основной части ранее независимой Русской зарубежной церкви (РПЦЗ).
Процесс был инициирован самим Путиным, российское государство вложило в него большие ресурсы. Но церковная специфика Франции была в том, что большинство русских храмов в стране еще в 1930-е годы вошло в юрисдикцию Константинопольского (Вселенского) патриархата, который создал для них особый Русский экзархат (известен также как Парижская архиепископия).
Поэтому включение РПЦЗ в состав РПЦ мало повлияло на статус русских храмов Франции.
Лишь в 2019 году Москве удалось поглотить и Парижскую архиепископию, однако значительная часть ее приходов в РПЦ не пошла, распределившись по разным юрисдикциям, — так, „ храм святых Николая и Александры пошел в Румынский патриархат.
Ницу по праву называют «столицей Русской Лазурки». Русскоязычные составляют заметный процент местного населения, на улицах города слышна русская речь, работает масса «этнических» кафе, магазинов и салонов.
По данным «Форбс», десятки российских миллиардеров и миллионеров — напрямую или через родственников — имеют виллы и прочую недвижимость на Лазурном берегу.
Во французских масс-медиа российскую церковную повестку активно транслируют президент ассоциации «Франко-русское пространство» Кристиан Фризе и кавалер российского ордена Дружбы Рене Гера.
Решение французского апелляционного суда, принятое в пасхальные дни этого года, прецедентное не только потому, что содержит «окончательное решение» русского церковного вопроса на Лазурном берегу. Оно имеет явный политический оттенок, посылает позитивный сигнал Москве.
И если решение устоит в последней — кассационной — инстанции в Париже, сигнал этот прозвучит более чем отчетливо.