Ведущий телепередач Владимир Соловьев.
В обществе, которое больше не терпит публичной критики военной политики государства, почему “З-блогерам” в России разрешено публиковать высказывания, за которые других отправили бы за решетку? Журналист Иван Филиппов, следящий за проинвазионными каналами в Telegram, утверждает, что З-блогеров одарили особыми привилегиями, потому что армия зависит от их сбора средств. “Пока они приносят пользу, им позволяют действовать на своё усмотрение,” – заявил Филиппов в интервью Meduza 16 сентября нашему еженедельному подкасту. Хоть такая договорённость выглядит удобной для обеих сторон, недавний коррупционный скандал с участием блогера по имени Роман Алехин может подорвать будущее сборов З-каналов. Филиппов предполагает, что конфликт мог быть организован пропагандистом Владимиром Соловьёвым, который, по слухам, пытается переключить пожертвования на свои собственные благотворительные фонды.
Российская армия утверждает, что снабжает своих солдат всем необходимым для победы на поле боя. На самом деле, стандартное снаряжение часто является хламом, и военные полагаются на ресурсы, предоставленные добровольцами, для выживания и выполнения задач. По словам Ивана Филиппова, эта помощь на уровне основы особенно важна для оборудования связи, транспортных средств и FPV-дронов. “Поэтому эти добровольцы так важны, и поэтому они публикуют много чувствительного видео – потому что это помогает привлекать пожертвования,” – пояснил он. “Именно они поддерживают армию в движении.”
9 сентября канал Telegram 112 опубликовал видео, на котором, по данным, З-блогер Роман Алехин обсуждал “как планировал отмывать 200 миллионов рублей” — около 2,4 миллиона долларов. Видеозапись, сделанная на скрытую камеру и сильно монтажированная, сопровождается заголовками с не подтверждёнными утверждениями о разговоре. После публикации видео корреспонденты “Известий” ворвались в офис Алехина, требуя объяснений. Государственные СМИ вскоре сообщили, что полиция начала предварительное расследование в связи с его “связью с возможным мошенничеством в отношении помощи бойцам в Специальной Военной Операции.”
Говоря Meduza, Филиппов описал последствия скандала как катастрофу для З-блогосферы. Даже до обвинений в адрес Алехина, активисты столкнулись с трудностями в привлечении новых средств в условиях снижающегося общественного интереса к войне, которая принесла лишь инкрементальные успехи. Теперь люди беспокоятся, что их пожертвования могут не достичь действующих в России солдат.
В утекшем видео Алехин беседовал с представителями бизнесмена, которого позже он идентифицировал как “Галицкого” – предположительно им был Сергей Галицкий, основатель сети супермаркетов Магнит, по данным Mediazona. В заголовках, встроенных в видео, утверждалось, что бизнесмен предложил передать 200 миллионов рублей в благотворительный фонд Алехина, уточнив, что фонд будет использовать деньги на покупку медицинских средств на сумму 150 миллионов рублей у компаний того же бизнесмена. Предприниматель вероятно вернул бы большую часть своих денег, а благотворительный фонд Алехина получил бы 50-миллионную сумму – около $600 000. Более того, поставщик намеренно занижал бы фактическое количество поставленных медикаментов в армию.
Комментируя обнародованное видео, Алехин сказал, что беседа произошла в мае, когда представители Галицкого изменили условия пожертвования, предполагая, что благотворительный фонд Алехина будет получать 100 миллионов рублей ежемесячно, при этом две трети будут выделены на покупку оборудования, а оставшиеся средства “оставлены для фронта.” Однако с каждой покупкой блогеру сообщили, что он получит на 10 процентов меньше товаров, чем указано в документах.
Наша единственная надежда – вы. Поддержите Meduza, пока не поздно.
Год назад Алехин служил помощником ныне уволенного главы Курской области Алексея Смирнова, который в настоящее время находится в тюрьме под подозрением в растрате примерно 1 миллиард рублей ($11.9 миллиона), выделенных на оборонные укрепления в регионе.
Иван Филиппов рассказал Meduza, что не считает связь с Смирновым объяснением для скандала Алехина: “У меня есть другая теория: Алехина выбрали, потому что он самый глупый. Его выбрали, потому что он самый глупый и наивный,” – сказал Филиппов. “Они нуждались в человеке с охватом и узнаваемостью, но способном к нелегкой сделке, кто-то, кто согласится посидеть и поговорить, дымя кальяном под портретом Че Гевары.”
Проясняя, о ком идет речь, Филиппов признал, что “здесь начинается заговорология.” Он убежден, что пылающий сторонник государственной пропаганды Владимир Соловьев вероятно отвечает за утечку видеозаписи скрытой камеры и последующее освещение сюжета на телевидении и на многочисленных каналах в Telegram под его контролем. Эта кампания направлена на Алехина, но целью является З-блогосфера России в целом, по словам Филиппова.
Мистер Соловьев хочет уничтожить их всех, потому что ему неудобно, что деньги людей текут мимо его кармана, хоть этот поток и иссяк в некоторой мере и теперь больше похож на ручей. Но, всё равно, почему они должны туда идти […] вместо него и его почтенных покровителей?
Филиппов считает, что Соловьев имеет все шансы попытаться захватить контроль над сбором средств для вооружения от добровольцев. “Он интегрирован в инфраструктуру Министерства обороны удивительным образом,” – сообщил Филиппов Meduza, вспоминая, как Соловьев публично защищал контроверсерного командира 87-го полка России, полковника Игоря Пузика. Примерно год назад Пузик отправил двух своих солдат на самопожертвование после того, как те обвинили его в причастности к наркоторговле и шпионажу в пользу западных разведок. Министр обороны Андрей Белоусов приказал “немедленно провести расследование” обстоятельств гибели двух солдат, но результатов никогда не было представлено.
“Если связи Соловьева позволяют ему прикрыть полковника Пузика, значит, у него, вероятно, есть кое-кто в Министерстве обороны, с кем он способен говорить на очень существенном и серьезном уровне,” – сказал Филиппов Meduza. “И что мешает ему просто сказать, ‘Мы избавимся от всех остальных, но мой фонд всё контролирует – не парься, всё будет хорошо’?”
В статье для новостного издания “Вот так” Филиппов описал эту цепь событий как “выигрышно-выигрышное положение” и “что называется, радостное” для противников вторжения России в Украину. “Лучшая часть в том, что не имеет значения, как завершится этот массовый пир ядовитой жабы,” – написал он, объясняя, что скандал вокруг Романа Алехина – будь то истинная коррупция или фальсификация медийной империи Соловьёва – уже подорвал способность З-блогеров собирать средства через крауфандинг. Если Соловьеву удастся использовать этот момент, захватив пожертвования, которые ранее поступали к добровольцам, деньги исчезнут в его созвездии известно неэффективных благотворительных организаций.
“Конечно, некоторые из волонтёров могут укрывать, например, вкладывать часть в свой карман, но они действительно заботятся,” – сказал Филиппов Meduza. “Они хотят, чтобы российская армия победила, они пишут об этом, они погружаются в детали, спрашивают у солдат, что им нужно, и ищут скидки, чтобы отправить больше. Им есть дело. Что касается банды Соловьёва, всё, о чём они заботятся – это появиться перед камерами и хвастаться, какие они великие помощники.”