Судебное разбирательство с вокалисткой группы Stoptime Дианой Логиновой. 16 октября 2025 года.
16 октября в суде Санкт-Петербурга были заключены под стражу члены уличной группы Stoptime, которая стала популярной благодаря кавер-версиям песен известных артистов, включенных в черный список Кремля как “иностранные агенты”. Трое музыкантов были признаны виновными в “организации митинга”, нарушившего общественный порядок, что является административным правонарушением. Но вокалистка, 18-летняя Диана Логинова, также была обвинена в двух случаях дискредитации российской армии, что означает, что ей теперь может грозить уголовное преследование. История этих юных музыкантов, преследуемых за исполнение “неправильных песен”, получила широкое внимание как внутри страны, так и за ее пределами. Meduza рассказывает, как Stoptime вызвал гнев пропагандистов и завоевал публику.
«Я особо не боюсь»
Также известная под сценическим именем Наоко, 18-летняя Диана Логинова — пианистка и студентка музыкального консерватории имени Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. Она начала выступать в составе уличной группы Stoptime в апреле 2025 года вместе с гитаристом Александром Орловым и барабанщиком Владиславом Леонтьевым.
В августе санкт-петербургское издание Bumaga опубликовало видео в Instagram, на котором Stoptime исполняли кавер-версию песни “Это было в России” известной российской певицы Monetochka. Видео быстро стало вирусным, набрав более полумиллиона просмотров и 80 000 лайков.
В интервью для Bumaga Логинова объяснила, что в репертуаре Stoptime представлены песни популярных артистов, таких как Monetochka, Земфира и Noize MC — музыкантов, которых власти случайно включили в черный список “иностранных агентов”. На вопрос, почему именно их песни они выбрали, Логинова ответила: “В них есть любовь.”
Наши надежды – это вы. Поддержите Meduza, пока не поздно.
“Если я чувствую, что в песне есть послание и автор смог донести чувство любви, [тогда] я знаю, что эта песня моя, и я хочу ее исполнять,” – пояснила она. “Сейчас искусство – это единственный язык, по крайней мере в России, через который можно выразить то, что думаешь. Я выбрала его и не хочу говорить на другом: я говорю языком искусства.”
Логинова признала, что выступления группы могут привести их в беду. Санкт-Петербург запретил уличных исполнителей без лицензии еще в 2023 году, и тройке приходилось привыкать к тому, что их прогоняют полицейские. Но она, кажется, не считала, что ее могут даже арестовать. “Больше всего, что они могут нам дать, это штраф, потому что некоторые из [песен, которые мы каверируем], запрещены к распространению,” – сказала она. “Я особо не боюсь, что могли бы забрать нас к себе в полицейский участок.”
“Почти как митинги”
Члены группы Stoptime были арестованы впервые через шесть дней после того, как Bumaga опубликовала интервью с Логиновой. Полиция Санкт-Петербурга составила протокол на них за нарушение норм шума в городе, после чего их отпустили после уплаты штрафа. Не смирившись, группа продолжала выступать и становилась еще более известной, привлекая внимание пропагандистов патриотичного толка.
Марина Ахмедова, глава проправительственного издания Регнум и член Совета по правам человека при президенте России, первая упомянула о Stoptime на своем канале в Telegram в конце сентября. Позднее она посвятила несколько возмущенных постов группе, утверждая, что они анонсировали свои грядущие уличные выступления “почти как митинги.”
Затем, в выходные 11-12 октября, Stoptime дали два выступления на главной улице Санкт-Петербурга, Невском проспекте. Видео толпы, которая танцевала и пела вместе с песней “Кооператив Лебедь” — запрещенной песней Noize MC — на фоне знаменитого Казанского собора, начало обходиться в Telegram. Именно тогда пропагандисты военного лагеря начали призывать наказать как музыкантов, так и зрителей.
Логинова была арестована 15 октября. На следующий день суд в Санкт-Петербурге признал всех троих участников группы виновными в административных нарушениях за “организацию митинга”, который нарушал общественный порядок. Логинова и барабанщик Владислав Леонтьев были заключены на 13 дней; гитарист Александр Орлов – на 12.
Хотя изначально сообщалось, что малоизвестный рэпер из Санкт-Петербурга обвинил Stoptime перед властями, местное издание Fontanka позднее раскрыло, что как минимум еще один человек подал жалобу: депутат Госдумы Михаил Романов.
Романов, член сторонников правящей партии “Единая Россия” из Санкт-Петербурга, утверждал, что его коллега-депутат показал ему видео “подростков, прыгающих под песни ‘иностранных агентов’ напротив Казанского собора”. (“Он был очень удивлен, что такое возможно,” – сказал Романов.) Посмотрев видеозапись, Романов написал жалобы как в Следственный комитет России, так и в Министерство внутренних дел.
Помимо отбывания срока в тюрьме, Логинова также ожидает суда по двум административным нарушениям за “дискредитацию” российской армии. В случае приговора ей может грозить уголовное преследование за “повторные” правонарушения, за которые предусмотрено до пяти лет тюремного заключения. Однако, как отметил журналист Александр Плющев, по закону власти не могут начать уголовное дело против Логиновой, пока у нее не появится возможность обжаловать административные нарушения, что обычно занимает несколько месяцев. “Если Диана будет выпущена после отбывания 13 дней, у нее будет месяц, а то и два, чтобы собрать вещи и уехать из России,” – сказал Плющев.
“Музыка не преступление”
Дело против группы Stoptime вызвало волну сочувствия среди россиян внутри страны и за ее пределами. В России появились листовки и плакаты, призывающие к освобождению музыкантов, уличные музыканты исполняли запрещенные песни в знак солидарности, а некоторые сторонники даже проводили одиночные протесты. (По крайней мере, два человека были арестованы за свои усилия, включая уличного музыканта из Екатеринбурга Евгения Михайлова, который был заключен под стражу на 14 дней по обвинениям в административном правонарушении и “дискредитации” российской армии.)
Домашние концерты, уличные выступления и протесты в поддержку Stoptime также проходили за границей под лозунгами “Музыка не преступление”, #СвободаНаоко и #СвободаСтоптайм. На TikTok было создано более 6 500 видео с хештегом “свобода Наоко”, многие из которых были сняты подростками. И петиция на Change.org, призывающая к освобождению Логиновой и ее товарищей, собрала более 47 500 подписей.
25 октября десятки человек выстроились перед приемной администрации Президента России в Москве, чтобы подписать петицию о выпуске участников группы. Петиция, инициированная оппозиционной политиком Екатериной Дунцовой, также требует расследования практики массовых донесений и применения законов против “дискредитации” военных и организации массовых собраний в отношении публичных музыкальных выступлений.
Очередь перед приемной администрации Президента России в Москве. 25 октября 2025 года.
“Свободу Stoptime”
В медийном мире дело с Stoptime вызвало широкий круг комментариев о траектории государственной цензуры и антикремлевской оппозиции в России. Например, аналитическая платформа Re:Russia описала аресты как “ясный пример механизмов установления систематической цензуры в России”, отмечая, что с начала 2024 года идеологический реестр государственной цензуры расширился на “не только антивоенные и политические протестные послания, но и темы юношеской непокорности, которую власти интерпретируют как пропаганду ‘нравственно-аморального образа жизни'”. В свою очередь, редактор Novaya Gazeta Europe Кирилл Мартынов характеризовал волну поддержки Stoptime в социальных сетях как “виртуальное восстание, возглавляемое российской молодежью против войны и против Путина”.
Тем временем, в социальных сетях продолжается дебаты о том, полностью ли осознавали участники Stoptime потенциальные последствия своих выступлений или действовали ли они неосторожно и безответственно. Идет также дискуссия о виновности в их аресте: российские власти, независимые журналисты, которые донесли о группе, и обычные люди, снимавшие видео их выступлений. (Во время судебного заседания Логиновой ее мать, Ирина Логинова, упрекнула журналистов за то, что они не упомянули, что певица также исполняла патриотические песни.)
Хотя Stoptime изначально ободряли своих последователей делиться видео их уличных концертов, 14 октября они попросили остановиться из соображений безопасности. (Члены группы стояли перед судом через два дня.) Телеграм-канал группы, созданный в августе, имеет более 49 000 подписчиков. Но после арестов большая часть видеоконтента была удалена. Все, что осталось, это сообщения со веселыми стик