Крейсер “Адмирал Кузнецов”. Фото: Андрей Лузик / пресс-служба Северного флота / ТАСС.
Медиа с увлечением обсуждают новость, породившую массу комментариев. Близкие к Министерству обороны “Известия” опубликовали статью о возможном списании с флота последнего авианосца Советского Союза “Адмирал Кузнецов”. Судя по тому, что никто официально на это не возразил, предположение исходит из вероятной информации.
Хотя наши моряки всегда называли “Адмирала Кузнецова” авианесущим крейсером, сути дела это не меняет. По всем основным параметрам это именно авианосец. Споры о необходимости этого класса кораблей для ВМФ не утихают с самого развала СССР.
В их основе лежит природа корабля, если можно так выразиться. Это – оружие нападения. В истории авианосцы всегда сражались на подходе к территории противника или вынесенным в океан базам. При обороне государства этот плавучий аэродром заменяется обычными и куда более надежными аэродромами на побережье.
После Второй мировой войны авианосцы выполняли и другую роль – жандармского корабля. Все колониальные войны, заморские экспедиции, операции против террористов или государств, которые “неправильно себя ведут”, отмечены бомбардировками палубной авиации. Корея, Вьетнам, Югославия, Ливия, Сирия – проще вспомнить, где авианосцев не было.
Однако обслуживание авианосца само по себе дело очень дорогое, требует еще и надежных баз снабжения и ремонта в местах патрулирования. И это должны быть серьезные оборудованные гавани. Например, в пункт материально-технического обслуживания в Тартусе (Сирия), где до сих пор стоят российские корабли, никакой авианосец не поместится.
В совокупности годовой бюджет авианосца, при условии, что он ходит в море, а не стоит у стенки всю службу, может потянуть только очень крупная экономика. Поэтому, прежде чем приступить к его постройке, любое правительство должно десять раз подумать, зачем такой корабль ему нужен.
СССР по воле КПСС нес миссию – строительство социализма во всем мире. Это было зафиксировано в директивных документах. Поэтому предполагалось, что советский флот должен быть в состоянии действовать в местах, где местный режим вдруг решил строить социализм. Вплоть до Чили.
Понятно, что в ходе миссии могли быть столкновения с флотами НАТО. Поэтому в конце 60-х все-таки решились строить авианесущие корабли, несмотря на их дороговизну. Базы по всей Земле СССР строить не мог, как это делали США. ВМФ СССР опирался на порты дружественных государств. Самой настоящей базой была только оставленная Пентагоном Камрань во Вьетнаме. Та эпоха давно минула.
Более тридцати лет специалисты не могут объяснить предназначение “Адмирала Кузнецова”. Единственный раз он пригодился только во время операции против ИГИЛ* в Сирии.
Вести сражения с флотами НАТО в отдаленных акваториях Россия не в силах. Жандармские функции напрямую из военной доктрины России не выводятся. Максимум, что можно там увидеть – борьба с пиратами и террористами. Для этого авианосец вовсе не обязателен.
Недавняя попытка усмирить авианосной группой США хуситов на входе в Красное море закончилась фиаско. Этот случай наглядно показывает ограничения и реальные возможности флота в таких операциях. Можно указать на создание Африканского корпуса – у России возникли интересы в тропиках. Но Пригожин справлялся там и без авианосца.
Необходимость строительства и обслуживания многочисленных кораблей авианосной ударной группы тоже вызывает сомнения политиков. Авианосец не ходит по морям в одиночку. Его выход в океан – это выход доброй дюжины других кораблей. Очень дорогое обучение летчиков – еще одна часть этой задачи с несколькими переменными.
В свое время для тренировок пришлось построить в Крыму палубу авианосца с катапультами и аэрофинишерами на земле, НИТКА – самый большой тренажер в мире. Создание новых корабельных самолетов разного назначения тоже входит в затраты – спустя сорок лет они, конечно, должны быть другими.
В первую очередь непомерная цена и отсутствие реальных целей ведут к утилизации “Адмирала Кузнецова”. Это проект 1981 года, тогда все виделось по-другому.
Но есть причина, которая может перевесить все разумные соображения. Это амбиции политиков и военных, подкрепленные энтузиазмом конструкторов и военных судостроителей. Желание иметь корабль не хуже, чем у противника, во время проведения масштабной военной операции может перегрузить экономику.
И все же решение о строительстве нового авианосца по программе под триллион может быть принято. Видимо, безответная статья в “Известиях” – признак борьбы в военно-политическом руководстве России.
* Признано террористической организацией, деятельность на территории РФ запрещена.