Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ.
Скажите, будете ли вы протестовать против тезиса о том, что обязанность каждого человека — защищать природу? Или что дети должны заботиться о своих престарелых родителях? Вроде бы звучит логично, не так ли? Только это не просто лозунги, а статьи будущей новой Конституции Казахстана, проект которой презентовали 31 января и которую — нет сомнений — примут на ближайшем референдуме.
История появления нового текста Конституции по меркам государственного устройства максимально стремительная. Осенью 2025 года президент Касым-Жомарт Токаев предложил заменить двухпалатный парламент однопалатным, потому что так быстрее будут проходить решения, и это эффективнее для всей государственной системы. Для таких изменений нужны были изменения в Конституции — и Токаев призвал взвесить все «за» и «против» и посоветоваться с народом, прежде чем выносить такие вопросы на референдум.
Всего три месяца спустя, в январе 2026 года, выступая на всенародном Курултае (что-то вроде альтернативного обращения к народу в присутствии депутатов, акимов и лояльных общественных деятелей), Токаев докинул ещё и идею про возвращение должности вице-президента — так что для этого нужна была уже целая Конституционная комиссия.
10 дней этой комиссии понадобилось, чтобы переписать основной закон страны практически полностью. Токаев тоже согласился: да, это полностью новая Конституция — сейчас ещё раз обсудим проект и потом уже пойдём на референдум. Заодно, кстати, и новый день Конституции объявим. Поправки внесены в 77 статей — это 84% статей Конституции, бодро отрапортовала комиссия.
Мурат Абенов. Фото: zhaiyqmedia.kz.
Насобирав поправок и переписав текст, члены комиссии представили текст проекта утром в субботу. Один из членов комиссии — депутат Мурат Абенов — назвал её «человекоцентричной». И отчасти это так: там, где текст не трогали, что-то для простых людей осталось. В остальном Конституция, мягко говоря, несколько ужесточилась.
Президент теперь может разогнать Курултай (это новый парламент) после двух подряд несогласий этого парламента с какой-то из выдвинутых им кандидатур (в частности, кандидатуры руководителя всего этого Курултая).
Целый список новаций был внесен в Конституцию. Предусмотрено право президента назначать практически всех должностных лиц и снятие с него любой уголовной ответственности, кроме госизмены. Депутаты Курултая избираются теперь только по партийным спискам. Право вводить спецрежим на территориях страны достается президенту.
Среди новаций – своеобразное «иноагентство» на уровне главного закона. Поменялись приоритеты международных договоров и национальных интересов.
Статус брака был закреплен как союз мужчины и женщины. Свобода слова и собраний ограничена. Недовольство вызывает слабая юридическая обоснованность некоторых норм, в том числе противоречивость текста.
Споров насчет проекта не утихают, однако большинство “однополчан” в поддержке. Власть принимает жесткие меры против недовольных и критиков. Политические амбиции старых и новых элит определяют конституционные реформы. В обществе влияющий запрос на изменения.
С изменениями предложено жестче ограничить критику и дискуссии. Нынешняя система власти усиливает статус президента и закрепляет его власть. Возможны различные сценарии политического транзита. Протесты пресекаются, а кандидаты в президенты отбираются по новым правилам. Проведение досрочных выборов и повторная реформа Конституции становятся все возможнее.
Таким образом, изменения в Конституции Казахстана вызывают ожесточенные дискуссии, поддерживаются нынешней властью в стране.