Чемпионат России по футболу 2022/2023. 23-й тур. Матч между командами «Торпедо» (Москва) — «Спартак» (Москва).
Давно не писал о футболе, но тут есть повод: московское «Торпедо» исключили из российской премьер-лиги за «попытку организации договорных матчей». Точнее — за подкуп как минимум двух судей, чьи «ошибки» помогли команде набрать нужное количество очков и выйти из второго дивизиона в высший. И уже задержаны руководители «Торпедо» и один из судей, и спортивные чиновники мечут громы и молнии, осуждая взяткодателей и взяточников.
Торпедо нынче, конечно, не то, что во времена Эдуарда Стрельцова, Валерия Воронина и Славы Метревели (я их еще застал на поле), но все-таки — один из самых знаменитых клубов страны. И в нулевые, и в десятые годы я не раз (в том числе, в «Новой») выступал за введение в футболе системы видеоповторов. Чтобы можно было оперативно просмотреть спорный эпизод (в том числе, тот, что привел или, напротив, не привел к голу) и адекватно оценить его.
Когда в телевизионных трансляциях стали практиковать повторы ключевых эпизодов, любой, кто смотрел телевизор, мог увидеть все подробности. Посмотреть, был или не был офсайд, было или не было нарушения, а если было — до штрафной площади или после, и так далее. Когда-то и результаты соревнований бегунов, лыжников и пловцов оценивали «на глазок». Потом появился фотофиниш, потом — видеоповторы, и никого это не удивляет в двадцать первом веке.
Однако в футболе эту возможность блокировали (в том числе, специальным пунктом правил) как для футболистов, так и для судей, строжайше запрещая видеоповторы. А на вопрос «почему?» — отвечали, что футбол тем и прекрасен, что судьи совершают ошибки, как это свойственно человеку вообще.
Цитировали знаменитого «кайзера Франца» — немецкого футболиста Франца Беккенбауэра: „«Футбол — это драма, в которой должно быть место человеческому фактору, ошибки создают массу эмоций, необходимых для этой игры». Говорили, что введение повторов «затянет игру».
И вообще, как говорили мне знакомые спортивные журналисты, этого не может быть, потому что не может быть никогда. Оказалось — может: в 2018 году ввели систему VAR. Она не гарантировала исправления всех ошибок (в том числе, потому, что смотреть повтор можно лишь по инициативе самих судей, а не тренеров или игроков), но их стало значительно меньше.
Однако так и повис в воздухе вопрос — почему «результативные» судейские ошибки, повлиявшие на итог матча, не подлежат исправлению? Потом, когда ошибка обнаружится, могут наказать судью — на той или иной срок отстранить от судейства. Но и только — счет на табло останется неизменным. А он, как гласит известная поговорка, и есть самое красивое в результате матча…
Пять лет назад — уже после введения видеоповторов — писал в «Новой», что такое положение вещей заставляет задуматься об аналогии: неверно вынесенный приговор отменен, но вместо освобождения приговоренного следует наказание судьи. Хотя сегодня, конечно, просится ремарка: о чем это я? Отмена незаконного приговора с освобождением невинно осужденного, как и наказание судьи, вынесшего такой приговор, — не меньшая экзотика, чем переигровка неправильно сыгранного матча…
Кто постарше — помнит роковой гол уругвайца Эспарраго на чемпионате мира 1970 года, забитый в ворота сборной СССР после того, как мяч явно ушел за линию ворот. Это видели игроки, это видели телезрители — не видели только судьи. И сборная Союза, имевшая очень неплохой состав, отправилась домой.
Шансов пройти дальше у нее, правда, не было — если бы прошли уругвайцев, в полуфинале ее ждала бы волшебная сборная Бразилии, будущие «трес кампеоны», состав которых я помню с тех пор практически наизусть. Но, что называется, было бы о чем вспомнить…
ЦСКА (Москва) — «Торпедо» (Москва). Боян Роганович («Торпедо») во время матча. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС.
Пройдет сорок лет — и сборная Франции попадет на чемпионат мира — 2010 лишь потому, что судья не заметит совершенно явной игры рукой Тьерри Анри в матче с Ирландией. А на самом чемпионате в матче Англии и Германии уругвайский судья не засчитал «чистый» гол Фрэнка Лэмпарда, позволивший бы англичанам сравнять счет (отыгравшись с 0:2), и могла начаться совсем другая игра.
За год до этого, в мае 2009 года, был полуфинал Лиги чемпионов, где «Челси» встречался с «Барселоной» и не попал в финал лишь потому, что норвежский судья Овребо «не заметил» сразу два случая игры рукой испанскими защитниками в штрафной площади.
Если же говорить о делах более близких дней, то в 2023 году «Ливерпуль» потерял очки в игре с «Тоттенхэмом», потому что судьи не засчитали из-за мнимого офсайда чистый гол Луиса Диаса. „«Ливерпуль» заявил о «подрыве спортивной целостности» и потребовал переигровку, но тщетно.
Наконец, совсем недавно «Барселона» не попала в финал Лиги чемпионов, проиграв «Интеру» в овертайме, потому что судьи, даже и прибегнув к системе VAR, так и не назначили пенальти за нарушение против Ламина Ямаля. Потом это назовут «грубейшей судейской ошибкой», но в финале с ПСЖ уже будет играть «Интер».
Ну а примеры «результативных» ошибок в российском чемпионате легко найти в Сети (одно из спортивных изданий подсчитало, что их стало на треть больше, чем в прошлом сезоне). Ни одна из них не была впоследствии исправлена путем изменения счета.
Есть ли в футбольных правилах нормы, позволяющие изменить результат уже сыгранного матча или переиграть его? В принципе, есть, но они не о том: например, в случае беспорядков на трибунах или плохих погодных условий могут остановить матч и потом его переиграть.
В случае если установлено, что в матче выступал игрок, который не имел на это права (не заявлен или обязан был пропустить игру после удаления или нескольких «желтых карточек») или был нарушен численный состав (находился «лишний» игрок), могут засчитать техническое поражение. Наконец, был прецедент, когда в 2001 году российский «Локомотив» играл с «Тиролем», и арбитр по ошибке показал «желтую карточку» не тому игроку — а если бы показал тому, его пришлось бы удалить за два предупреждения.
УЕФА тогда аннулировал результат и назначил переигровку…
Нынешний казус с «Торпедо» в этом смысле — первый российский пример того, как «судейские ошибки» (кавычки ставлю, потому что велика вероятность, что это не ошибки, а вполне сознательные действия, вызванные материальной заинтересованностью), изменившие результат, были исправлены, причем радикально.
Но, во-первых, обстоятельства в данном случае экстраординарные: заявляется, что доказан подкуп, чего раньше в России я как-то не припомню (хотя многие ситуации, которые я наблюдал, трудно объяснить лишь непрофессионализмом судей, скорее всего — речь шла о вполне конкретной выгоде).
Правда, в Италии такое было, и не раз, в том числе, в 2006 году, когда в «покупке» игр и сговоре с судьями были обвинены сразу пять клубов («Ювентус», «Милан», «Фиорентина», «Лацио» и «Реджина») и лишены очков («Юве» при этом не только потерял больше всех, но и лишился двух чемпионских титулов и на год был «сослан» в нижний дивизион).
А во-вторых, ни слова не говорится о том, что надо менять систему: исправлять последствия «результативных» ошибок судей, меняя результат матча, если ошибки повлияли на него качественно — превратили победу в ничью или поражение или наоборот.
Да, «странные» судейские решения характерны, и особенно в России, не только для футбола. И последствия этих решений куда тяжелее: упущенное чемпионство или еврокубок — не тюремный срок.
И, конечно, не только в футболе «систему менять надо», хоть он и «больше чем игра». Но и в нем — тоже. Иначе — о чем давно твержу — самым выгодным «бизнесом» в футболе так и будет «работа с судьями», а не поиск и выращивание молодых игроков и упорные тренировки.
Особенно в стране, где с коррупцией постоянно, неуклонно и успешно много лет борются до полного искоренения, а она, зловредная, никак не желает искореняться.