Посещение с амбициями. Патриарх Кирилл в Казахстане: награда, эзотерические убеждения, стремление удержать прихожан в границах Московского патриархата.

Визит патриарха Кирилла в Казахстан — что это? Редкая возможность пересечь границу РФ и получить иностранный орден? Или признак серьезного беспокойства о сохранении контроля над «церковной империей» на постсоветском пространстве? Главу РПЦ встречали в «братской республике» не только цветами и орденами: накануне его визита в Казахстан большая группа православных граждан страны во главе с о. Иаковом (Воронцовым) передала в Константинопольский патриархат прошение о создании в Казахстане независимого от Москвы православного экзархата…

Но часть прихожан настроена решительней. Участников начавшегося в Астане VIII Съезда лидеров мировых и традиционных религий даже призвали подписать петицию против военных действий в Украине. К этому съезду и приурочен визит в Казахстан патриарха Кирилла (Гундяева), а автор петиции, лидер общественного объединения «Демос» и один из активных сторонников создания независимой от Москвы православной церкви в Казахстане Турарбек Кусаинов резко критикует главу РПЦ за его позицию по политическим вопросам. Впрочем, в проведении одиночного пикета против визита Кирилла власти Казахстана Кусаинову отказали.

Неформальный лидер движения за поместную православную церковь Казахстана иеромонах Иаков (Воронцов), «лишенный сана» в РПЦ (об истории его инициативы и о преследованиях за нее подробно писала «Новая»: настроен более умеренно. Он рассказал «Новой» о своем уважении к чувствам и правам последователей РПЦ в Казахстане, в том числе — к их праву встретиться со своим патриархом. Впрочем, добавил о. Иаков, направивший недавно в Константинопольский патриархат прошение о своем восстановлении в сане, точно такие же права имеют православные граждане Казахстана, не желающие оставаться в юрисдикции РПЦ.

«Золотой орел» и синергия
Формально нынешний приезд Кирилла в Казахстан — третий по счету после того, как он стал патриархом, — имеет минимальное отношение к церковной повестке. В первую очередь это дипломатический визит по приглашению президента страны, а его главная цель — участие в Съезде религиозных лидеров, на котором патриарх и выступил в первый же день визита, 17 сентября.

На момент написания этой статьи официальный сайт РПЦ сообщал лишь об одном богослужебном событии в ходе визита — о малом освящении храма преподобного Сергия в Астане.

«Правда, на уровне риторики и образного ряда это коротенькое богослужение рискует затмить все остальное, сказанное Кириллом в ходе визита. Друг эзотерика и мага Джуны Давиташвили вновь не смог отказать себе в удовольствии изложить учение об энергетической подзарядке населения через храмы. «Вот это [храм] — та самая «духовная бензоколонка», где каждый может подкрепить себя, добавить к своей жизни божественную энергию», — цитирует главу РПЦ госагентство. Ранее глава РПЦ не раз делился с удивленной паствой своей «биоэнергетической теорией», которой увлекся в юности и для которой, как видно, не перестает находить новые удивительные образы.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев награждает патриарха Кирилла орденом «Алтын кыран». Фото: Пресс-служба президента Казахстана / ТАСС.

Но сначала — дела политические. Сразу по прилете глава РПЦ был принят президентом Касым-Жомартом Токаевым и получил из его рук высшую награду Казахстана — орден «Золотой орел». Комментируя символику этого награждения, иеромонах Иаков напомнил, что РПЦ является второй по численности конфессией Казахстана, объединяя многомиллионный электорат.

Прочность этой структуры — одна из основ прочности политического режима страны, но события последних лет не укрепляют доверия к РПЦ среди казахстанцев. Поэтому у Московской патриархии существуют реальные опасения, что в Казахстане и государствах Центральной Азии у нее появится конкурент в лице «параллельной» православной юрисдикции (как это уже имеет место, например, в Украине, Молдове и странах Балтии).

На VIII Съезд лидеров мировых и традиционных религий, проходящий под эгидой президента Казахстана и под девизом «Диалог религий: синергия во имя будущего», собралось более 100 духовных лидеров из 60 стран. Помимо Кирилла, православных представляет патриарх Иерусалимский Феофил III; армян — католикос Киликийский Арам I, католиков — глава ватиканской дикастерии по межрелигиозному диалогу кардинал Джордж Коовакад, мусульман — азербайджанский шейх Аллахшукюр Пашазаде, иудаистов — главные раввины Израиля: сефардский Давид Йосеф и ашкеназский Калман Бер…

« Несмотря на участие в съезде лидеров буддизма, синтоизма и даосизма — религий, где нет представления о едином личностном Боге, — патриарх Кирилл призвал всех собравшихся сорвать «попытки построить мир, отрицающий Бога». Высоко оценив роль ООН, глава РПЦ предложил не оставлять усилий по созданию консультативного совета религиозных лидеров при организации, которые пока не увенчались успехом.

Справедливости ради отметим, что традиция межрелигиозных саммитов была заложена самим Кириллом в 2006 году, когда он был еще митрополитом и «министром иностранных дел» РПЦ. Первый такой саммит в московском «Президент-отеле» позиционировался как акт духовной подготовки к саммиту лидеров «Большой восьмерки», который в том году впервые принимала Россия. Но в историю он вошел громким расколом: по итогам саммита от РПЦ отделилась группа духовенства, монахов и мирян во главе с действовавшим епископом Анадырским и Чукотским Диомидом (Дзюбаном). Они сочли отступлением от православия провозглашенное на съезде учение о том, что христиане, мусульмане, иудаисты и даже буддисты поклоняются одному и тому же Всевышнему, а также заявление Алексия II об общности позиций разных религий в сфере нравственности. Диомидовцы указали на противоречие этого учения словам Нового Завета: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Иоан., 4:3). Движение существует в РФ и соседних странах до сих пор, будучи разделенным на ряд мелких юрисдикций с фундаменталистской идеологией.

На своем последнем заседании 24 июля с.г. синод РПЦ обязал митрополичий округ в Республике Казахстан, который постепенно стал именовать себя просто «Православной церковью в Казахстане», включить в официальное самоназвание «словосочетания «Русская Православная Церковь» или «Московский Патриархат». Синод дал понять, что остро чувствует малейшие намеки на церковный сепаратизм на постсоветском пространстве. При этом насаждение московского церковно-политического нарратива не встречает понимания у паствы РПЦ в ныне независимых государствах (в том же Казахстане).

Например, в Алматы на пожертвования, помимо прочего, из России недавно был построен храм Св. Владимира, купол которого «символизирует шлем святого Владимира и олицетворяет собой воинство земное». Опальный диакон Андрей Кураев, «лишенный сана» в РПЦ и признанный Минюстом РФ «иноагентом», передает ощущения казахстанцев от таких «архитектурных» попыток втягивания их в милитаристскую повестку: «Вряд ли солдат или офицер армии Казахстана увидит в этом храме символ именно казахстанский армии».

В цитировавшейся выше петиции казахстанской общественности есть призыв к политическому руководству страны и участникам Съезда религиозных лидеров сделать «не только политический, но и глубокий моральный выбор» в связи с происходящим в Украине.

11 августа лидер казахстанского общественного объединения «Демос» Турарбек Кусаинов посетил канцелярию Константинопольской патриархии в Стамбуле, куда передал два письма с просьбой содействовать открытию в Казахстане экзархата Константинопольской церкви. Первое письмо подписали православные верующие — почти 200 человек, а второе — светские гражданские активисты, к числу которых принадлежит и сам Кусаинов — личность весьма харизматичная.

Бывший имам, он перешел на позиции «широкого монотеизма», критикуя своих бывших коллег за нападки на иудаистов и христиан. Обиженные коллеги, вероятно, посодействовали тому, что Кусаинова осудили по ст. 174 УК Казахстана («разжигание межрелигиозной розни»). В настоящее время судимость погашена. После начала СВО активист создал проукраинский фонд, который был ликвидирован по решению суда, но вот другое его объединение — «Демос» — не трогают.

Довольно наивно Турарбек Кусаинов добивался от председателя сената Казахстана Маулена Ашимбаева запрета на въезд гражданина Гундяева в Казахстан — наподобие того, как въезд в страну запретили россиянам Александру Дугину, Вячеславу Никонову, Константину Затулину или Петру Толстому. Предполагается, что за проповедь того самого «русского мира» (применительно к Казахстану), пр

Фрагмент российского дрона-манекена вымылся на пляже Латвии.

Застройщикам разрешено не сдавать жилье в установленный срок. Правительство охарактеризовало это как “антикризисную меру”.