Почему Россия убила Навального смертельным ядом от жабы? Эксперт по химическому оружию Марк-Михаэль Блюм считает, что Кремль никогда не планировал попасться.

Эвакуация Алексея Навального из Омска для лечения в Германии после того, как он был отравлен “Новичком”, 22 августа 2020 года.

Два года спустя после того, как Алексей Навальный умер в российской тюрьме, пять европейских стран подтвердили через независимое тестирование, что он был отравлен. Анализы биологических образцов Навального, проведенные несколькими независимыми лабораториями, выявили следы эпибатидина — смертельного нейротоксина, происходящего от видов южноамериканских лягушек и синтезируемого в настоящее время. Почему Россия использовала экзотический яд для убийства находящегося под стражей лидера оппозиции? Откуда Кремль получил этот токсин? И столкнется ли Москва с какими-либо последствиями за потенциальное нарушение международных конвенций оружия? Для ответов на эти и другие вопросы Meduza поговорила с биохимиком и экспертом по химическому оружию Марк-Михаилом Блумом, бывшим руководителем лаборатории ОЗХО.

Манера смерти Навального в тюрьме соответствовала отравлению эпибатидином, но немногие эксперты могли бы предположить, что этот экзотический яд был использован для его убийства, говорит доктор Марк-Михаил Блум. Биохимик по образованию, Блум работал в лаборатории Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) с 2012 по 2019 год. В 2018 году он возглавил миссию организации в Солсбери после покушения на бывшего российского шпиона Сергея Скрипаля и его дочь Юлию. По мнению Блума, тот яд, который убил Навального, не оставляет сомнений в том, что его убили. “Если вы находитесь в лагере в северной России, то там нет лягушек из южноамериканских джунглей. Таким образом, ясно, что нет даже малейшего шанса на случайное отравление”, — сказал Блум “Медузе”. “На мой взгляд, это делает очень ясным, что кто-то убил его”, — добавил он.

Вы в данный момент читаете “Медузу”, крупнейший независимый российский новостной ресурс. Каждый день мы предоставляем вам важную информацию из России и далеко за ее пределами. Ознакомьтесь с нашей работой здесь и следите за нами, где бы вы ни получали свои новости.

Эпибатидин, найденный в виде южноамериканской лягушки, в настоящее время синтезируется в лабораториях, включая Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии (ГосНИИОХТ) России. Хотя ученые когда-то надеялись разработать его в качестве обезболивающего средства, вещество оказалось слишком токсичным для медицинского использования.

Как “Новичок”, нервно-паралитическое средство, использованное для отравления Навального в 2020 году, эпибатидин нарушает нервную систему организма, вызывая паралич, судороги и остановку дыхания. “Несмотря на то, что токсичные механизмы различны, они действуют на одно и то же: проведение нервов. Таким образом, симптомы будут одинаковыми или очень похожими”, — поясняет Блум. “В конце концов, из-за паралича, вы умираете от остановки дыхания. Вы больше не можете дышать.”

Блум отмечает, что синтез эпибатидина является сложным и дорогостоящим процессом, что делает его неподходящим химическим средством для военных операций. Но нацеленные на убийства дела — это другая история. “Если вам нужно всего 10 миллиграмм, кто беспокоится о стоимости?” — спрашивает он.

По-прежнему остается неясным, что побудило российские власти использовать эпибатидин. Поскольку эпибатидин не разлагается в организме, его проще обнаружить по сравнению с другими ядами, отмечает Блум. Однако он сомневается, что выбор яда был сделан для отправки какого-то сообщения — в частности, потому что российские власти изначально отказались передать тело Навального его семье. “Я думаю, что план состоял в том, что образцы не будут никогда проанализированы”, — говорит Блум.

Похожая теория возникла после того, как Навальный выжил после отравления “Новичком” в 2020 году, но Блум тогда был скептичен. “Я всегда говорил, что его предназначалось умереть на том самолете”, — вспоминает он. “Это отличается от некоторых других случаев, например, с Литвиненко и полонием”, — добавляет Блум. “То, вероятно, было посланием для российской диаспоры в Великобритании: ‘Мы найдем вас. Вы не сможете убежать от нас здесь’.”
Первое отравление Навального: “Есть лучшие яды, если вы действительно хотите кого-то убить”. Эксперт по химическому оружию, возглавивший миссию ОЗХО в Солсбери после нападения “Новичком” на Скрипалей, объясняет ситуацию Алексея Навального.
Пять европейских стран, которые подтвердили, что Навального убили ядом — Великобритания, Швеция, Франция, Германия и Нидерланды — обвинили Москву в нарушении обеих конвенций о химическом и биологическом и токсическом оружии. Россия официально отвергла обвинения в записке в Техническое секретариат ОЗХО. В то же время постоянный представитель России при организации Владимир Тарабрин аргументировал, что эпибатидин не попадает под полномочия химического оружейного наблюдательного органа.

В отличие от “Новичка”, который был разработан Советским Союзом в качестве химического оружия, эпибатидин не находится в списке контролируемых ОЗХО. Однако, как объясняет Блум, в Конвенции о химическом оружии есть общий критерий для таких случаев. “Любой вид токсичного химического вещества может попасть под Конвенцию о химическом оружии”, — говорит Блум.

Эпибатидин в конечном счете подпадает под обе конвенции, квалифицируясь как токсин и химическое вещество. Однако Блум считает, что Конвенция о биологическом и токсическом оружии “слабее”, потому что в ней нет органа, осуществляющего контроль.

Хотя специалисты не согласны, является ли Конвенция о химическом оружии правильным “инструментом” для привлечения к ответственности за убийство, организованное государством, Блум утверждает, что это не единственное обвинение, с которым сталкивается Россия. “Обвинение заключается в том, что у них все еще есть идущая химическая программа”, — объясняет он. “Согласно Конвенции о химическом оружии, разработка этих оружий — не только их производство и использование, но и разработка — является незаконной.”

Просвещение о ядах, использованных против Навального, посылает важное сообщение, говорит Блум. Однако он сомневается, что Россия столкнется с какими-либо реальными политическими последствиями. По его мнению, представители Кремля “просто не заботятся” о юридических и репутационных рисках, сопутствующих отравлению политических оппонентов и нарушению международных договоров. Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии, который синтезирует эпибатидин, уже подвергнут международным санкциям с видимо незначительным сдерживающим эффектом.

“В конце концов будет какой-то дипломатический пинг-понг — обвинения, контр-обвинения — и, скорее всего, это всё”, — предсказывает Блум.

Тем не менее, он видит смысл в подтверждении убийства Навального. “Он не просто умер в лагере из-за плохого здоровья или чего-то еще. Его убили”, — говорит Блум. “Сообщение там, и хотя это очень мало, это хоть что-то.”

Русские, бежавшие от репрессий и мобилизации, ранее находили убежище в Казахстане. Теперь власти Казахстана помогают Москве искать их.

Уволенный начальник украинской армии сообщил АAssociated Press, что он обвиняет Зеленского в неудавшейся контрнаступлении 2023 года и описал неизвестный ранее рейд в его офис в 2022 году.