Мастерская протезирования в реабилитационном центре для российских солдат, сражавшихся в Украине. Москва, Россия. 20 февраля 2025 года.
С момента своего создания указом президента в 2023 году Фонд Защитников Отечества России получил десятки миллиардов рублей для поддержки ветеранов войны против Украины и их семей. Его региональные офисы помогают возвращающимся солдатам получить доступ к жилью, медицинской помощи и другим льготам. Между тем обычные россияне, включая сирот, людей с инвалидностью и тяжелобольных, часто сталкиваются с годами ожидания тех льгот, на которые они имеют законное право, или остаются самими собой. СМИ 7×7 исследовали, что делает Фонд Защитников Отечества в Свердловской области, чтобы увидеть, как государство решает проблемы ветеранов, в то время как люди в нужде проводят годы в ожидании. Источник Meduza делится некоторыми из случаев, которые они нашли.
Ветераны получают жилье, сироты становятся в очередь
Когда Сергей Зудов вернулся в Россию с войны в Украине, представитель поддерживаемого государством Фонда Защитников Отечества помог ему получить статус ветерана, а затем подать заявку на социальное жилье. Помимо бесплатных квартир, российские солдаты имеют право на ряд других льгот.
В Свердловской области, например, “ветеран специальной боевой операции” может получить единовременное региональное пособие в размере 200 000 рублей (примерно 2500 долларов США) для приобретения участка земли. Но преимущество предоставляется только военнослужащим, получившим хотя бы одну из высших государственных наград России, таких как Орден “За заслуги перед отечеством” или Орден Святого Андрея. Также имеют право семьи павших солдат. В апреле 2025 года руководитель Свердловского отделения Фонда Защитников Отечества предложил распространить эти выплаты на всех ветеранов, получивших любую государственную медаль.
В России многие группы имеют право на государственное жилье, но спрос существенно превышает предложение. Среди ожидающих находятся дети, вышедшие из системы приюта. По всей стране более чем 187 500 сирот остаются без постоянного жилья. Активист по правам человека Алексей Голован, возглавляющий благотворительный центр “Сочастие в Судьбе”, говорит, что среднее время ожидания квартиры составляет семь или более лет. В некоторых регионах это время растягивается до 12 или даже 14 лет.
Только в Екатеринбурге в настоящее время в списке ожидания на жилье находится около 1 800 сирот. В других городах и населенных пунктах региона еще 6 700 человек ждут. В 2025 году ожидается, что только 1 200 из них получат квартиры.
Одной из причин таких длительных ожиданий для сирот, объясняет Голован, является хроническая недофинансированность программы жилищной поддержки. В среднем федеральное правительство выделяет только 10 миллиардов рублей (около 125 миллионов долларов) ежегодно на регионы для жилищной поддержки. Затем местные правительства обязаны вносить дополнительные средства из своих собственных бюджетов.
В Свердловской области, несмотря на увеличение на 20 процентов регионального жилищного бюджета в 2024 году – до 3,27 миллиарда рублей (около 41 миллиона долларов) – средств было все равно недостаточно для предоставления жилья 1 200 сиротам.
Жизнь с инвалидностью в России
Востребованные, но не обслуженные Россия обращается к людям с инвалидностью, чтобы заполнить свое дефицит трудовых ресурсов. Однако глубокие проблемы доступности подрывают ее усилия.
Коляски для солдат, крошки для остальных
Многие российские солдаты возвращаются из войны в Украине с серьезными травмами, включая тех, кто больше не способен ходить самостоятельно. СМИ 7×7 нашли по крайней мере девять постов во ВКонтакте, в которых Свердловское отделение Фонда Защитников Отечества описывало, как оно помогло ветеранам получить коляски. В некоторых случаях координаторы приобретали модели высокой производительности или электроприводные. Фонд также предоставлял солдатам автомобили с управлением рук.
Сотрудники фонда часто помогают семьям в адаптации своих домов для возвращающихся с фронта инвалидов. Например, в Нижнем Тагиле фонд сотрудничал с местными властями для установки наружного пандуса в доме одного ветерана. Организация также помогла семье приобрести медицинскую кровать, коляску, подъемное оборудование, переделанную ванную комнату и умную систему дома.
Граждане, напротив, часто вынуждены обращаться к частным благотворительным организациям за помощью, так как государство не удовлетворяет их потребности. Многие семьи не могут позволить себе медицинское оборудование, коляски и даже необходимые лекарства. Эти ситуации затрагивают не только взрослых, но и семьи с маленькими детьми.
В Ирбите, городе в Свердловской области, местное отделение Социального фонда России не смогло в 2024 году предоставить коляску 12-летнему инвалиду. Родители ребенка были вынуждены обратиться в прокуратуру, чтобы получить базовую медицинскую помощь.
В Невьянске, еще одном городе региона, местный житель умер, прежде чем власти выполнили давнюю просьбу установить пандус в его многоквартирном доме. Город выделил средства на ремонт входа в здание только через два года после его смерти.
В Екатеринбурге женщине по имени Ольга нужно было собрать 150 000 рублей (около 1900 долларов) на медицинские тесты, которые срочно потребовались ее сыну – тесты, которые, по ее словам, могли означать разницу между жизнью и смертью. Она обратилась к Алексею Вихареву, депутату городской думы от правящей партии “Единая Россия”. Он ответил, что не может помочь – он уже пожертвовал свои личные средства “на поддержку специальной военной операции”. Вихарев отказался обратиться в Министерство здравоохранения или местную больницу от ее имени. Депутат Государственной думы также проигнорировал обращения. Единственная помощь пришла от негосударственного Фонда Ройзмана, который суд по запросу Министерства юстиции приказал ликвидировать в апреле 2025 года. Ольге придется искать другие источники финансирования для оплаты будущих тестов.
Обычно мы выступаем на сборах средств. На этот раз, мы позволим нашим читателям высказаться за нас. “Я живу в России и не могу переслать пожертвования в Meduza, что для меня крайне важно как источник надежной информации. У меня нет друзей за рубежом, и я прошу вас, человека мне незнакомого, поддержать Meduza и с ней надежду на нормальное будущее России. Эта надежда угасает с каждым днем. Невыносимо слушать пропаганду и сталкиваться с людьми, отравленными ею, особенно с детьми.” – Светлана