Пропагандист Дейнека на свободе. В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка о том, как великий советский художник создал свой собственный стиль, отвергнув советский реализм.

Фото: Агентство «Москва».

В субботу посетителей на выставке крайне мало. Многие в социальных сетях жалуются, что билет слишком дорогой (900 рублей), а сама выставка недостаточно большая и полномасштабная — так что с невероятным успехом «Передвижников» сравнить ее оказалось трудно. И все-таки положительные отличия между ними тоже есть: на «Передвижниках» преимущественно были выставлены картины из основного здания Третьяковской галереи — то есть выставка была, скорее, переосмыслением наследия передвижников, а не открытием редких и малоизвестных картин для московской публики.

А вот для выставки Александра Дейнеки буквально перевезли в Москву чуть ли не всю Курскую картинную галерею, создав таким образом перекличку между работами из курской и московской коллекций. Более камерные работы художника составляют основу экспозиции и прекрасно дополняются масштабными полотнами Третьяковки. Дейнека оказывается не только мастером соцреализма, но и искренним художником, картины которого полны радости жизни и свободы.

Надо сказать, что первые нисколько не уступают вторым: Дейнека активно участвовал в культурной жизни Курска, передавал значительную часть работ галерее, которая теперь носит его имя, а также участвовал в организации выставок и популяризации искусства среди курян. История Курской галереи вообще началась с того, что Дейнека передал только что основанному музею две картины, «Пионер» и «Футболист», — обе написаны в начале творческого пути, когда Дейнека только перешел от графики к живописи. «Пионер» — полотно очень легкое, мечтательное и практически обезличенное, как и многие картины Дейнеки.

Художник не писал конкретных людей, он изображал собирательный образ, идею, которую он хотел донести. Вот и здесь — образ пионера, мечтающего о модной тогда авиации. Об авиации мечтал и сам художник, поэтому самолетам уделена значительная часть выставки. И рядом, например, картина «Будущие летчики» — ответ Третьяковки «Пионеру».

Фото: Агентство «Москва».

У выставки отсутствует жесткая хронология, хоть формально она и делит творчество мастера на десятилетия. Экспозиция намеренно выстроена хаотично, чтобы показать, каким разным и при этом узнаваемым может быть Дейнека. Невольно начинаешь делить произведения по темам: графика, авиация, Великая Отечественная война, спорт, зарубежные поездки, архитектура, плакатное искусство, портреты, детство, Курск. Каждой из этих тем Дейнека уделяет внимание, представляя очень разные грани своего искусства. Но ходить по секциям в каком-то определенном порядке не имеет смысла — важно самому составить путь, который будет соответствовать настроению.

В этом многообразии работ зритель осознает Дейнеку как художника, которой вышел за рамки соцреализма, впитал в себя все лучшие открытия мировых художников и создал свой собственный стиль, в основе которого, как бы это парадоксально ни звучало для, по сути, пропагандиста, — свобода. Одна из самых трогательных частей выставки — залы о детстве и Курске.

Здесь собраны, скорее, воспоминания о родине, нежели узнаваемые пейзажи, но объединяет их всех одно: на этих картинах в Курске нет боевых действий. Пейзаж, который местные уже начали забывать. Дейнека писал, что войну он пережил прежде всего как художник. Он и правда очень эмоционально и натурально изображает сцены боев, потому что сам находился в гуще событий. Но центральной картиной этого периода стала «Оборона Севастополя» — бой, в котором он не участвовал.

Огромное полотно размером два на четыре метра до выставки не доехало и осталось в Петербурге — в Третьяковке увидеть можно только эскиз. Не доехали и еще две картины из Русского музея: «Стахановцы» и «Раздолье», а «Оборону Петрограда» и вовсе не перенесли из другого здания Третьяковской галереи.

Возможно, картины из Русского музея не вписались в концепцию переклички курской и московской коллекций, но именно они кажутся важными для понимания культурного кода Дейнеки. Этот код можно описать одной простой формулой: насилие никогда не будет выглядеть одухотворенным.

А вот сила одухотворенной выглядеть может — если речь о спорте. Полотна на эту тему видны сразу, как только попадаешь на территорию выставки. Спорт вообще — одна из доминирующих тем в творчестве Дейнеки, и она отлично вписывается в контекст современной Москвы. Вспомните, сколько раз за это лето перекрывали Садовое кольцо из-за забега? А первый забег по Садовому кольцу состоялся еще в 1922 году — а свое, пожалуй, самое знаменитое полотно «Эстафета» Дейнека написал в 1947-м. На нем узнает себя буквально каждый второй москвич, который хоть раз в жизни бежал подобный забег.

Здоровый образ жизни и спорт сегодня активно пропагандируется государством — и это, безусловно, один из самых приятных видов пропаганды.

Фото: Агентство «Москва».

Дейнека работал во многих советских журналах, включая, например, знаменитый «Безбожник у станка», так что важная часть экспозиции посвящена его остроумным пропагандистским плакатам. Эти плакаты размещены в отдельном огороженном пространстве в центре экспозиции — тем самым кураторы, вероятно, хотели подчеркнуть необходимость подобной риторики и тогда, и сегодня, а также выделить этот культурный пласт в творчестве Дейнеки, визуально сделав его ядром экспозиции.

Но сложно провести прямую параллель между пропагандистом-Дейнекой и пропагандой сегодняшней. Во-первых, потому что их деятельность преследует разные цели, а во-вторых, потому что сегодня не существует хоть сколько-нибудь талантливого живописца, который был бы способен писать под заказ властей. Пропаганда Дейнеки скрывала за собой неподдельный талант — и в этом была ее главная сила, поэтому она эффективно влияла на общество. Он искренне верил в коммунизм, партия его любила, поэтому ему доверяли оформлять Московский метрополитен и даже выезжать в творческие командировки за границу.

Фото: Агентство «Москва».

Благодаря этому он участвовал в Венецианской биеннале, где получил большую золотую медаль за панно «Стахановцы (Знатные люди Страны Советов)». Также его работы выставлялись в Будапеште, а персональные выставки при жизни художника проходили в Москве, Ленинграде, Курске, Киеве, Риге и других городах. Дейнека был единственным командированным в США художником и находился в Америке почти два месяца.

В это же время в Вашингтоне провели персональную выставку Дейнеки, для которой он создал ряд акварелей о жизни американцев. Зарубежное творчество художника тоже представлено на выставке, и оно отличается от всего остального наследия Дейнеки: в этих работах он использует более яркие краски, передающие менталитет других народов.

Но акценты этой выставки, как уже было сказано, расставлены в основном именно вокруг Курской области, и это в числе прочего позволяет не только осознать ее в пейзаже части СВО, но и увидеть в ней важную часть творческого наследия России. Свобода и во многом жизнерадостность живописи Дейнеки делает Курск не горячей точкой на карте военных действий, а местом, где можно счастливо жить в мирное время.

Будучи художником пропаганды, художнику всю жизнь удавалось оставаться свободным, он сумел преодолеть режим и создать на его основе собственный неповторимый стиль. И эта выставка — яркий пример того, как искусство может существовать, несмотря на идеологию.

Мессенджер Макс стал необходимым сервисом для просмотра документов с электронной подписью. Так власти стремятся увеличить поток пользователей.

Роскомнадзор заблокировал известный сервис для проверки скорости Интернета Speedtest – из-за частых сбоев в доступе к сети.