“Путин боится меньше войны, чем мира”: Что говорят независимые военные аналитики о риске вторжения России в балтийские страны.

Военнослужащие из Многонациональной бригады Латвии НАТО принимают участие в учебных учениях альянса Resolute Warrior на военной базе Адажи. 9 ноября 2025 года.

В интервью, опубликованном в субботу, германский министр обороны Борис Писториус предостерег, что Россия может начать войну с НАТО уже в 2029 году, или даже раньше, согласно некоторым экспертам. В ответ на это представитель МИД России Мария Захарова заявила, что “нет никаких сомнений относительно того, кто является агрессором”, в то время как пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков добавил, что Россия “может быть вынуждена принимать меры для обеспечения своей безопасности”.

Между тем несколько независимых израильских военных аналитиков предположили, что Москва может попытаться захватить территории в странах Балтии уже в следующем году, с целью укрепить свою позицию в переговорах с США. Они выделили Сувалкский коридор – узкую полосу земли между Беларусью и Калининградским эксклавом России, соединяющую Польшу и Литву – как регион, наиболее подверженный риску. Коридор широко рассматривается как наиболее уязвимое место Балтии, поскольку это единственный сухопутный маршрут, соединяющий регион с остальной частью континентальной Европы. СМИ Current Time опубликовали обзор анализов ситуации от нескольких экспертов. Meduza предлагает перевод отчета.

“[Россия могла бы провести] ограниченную операцию с быстрыми результатами, чтобы поставить НАТО в очень неудобное положение, а затем использовать это для торговли условиями мирного соглашения в Украине”, – заявил военный аналитик Сергей Ауслендер для Current Time. “Захват части территории НАТО, такой как Сувалкский коридор, например, также решил бы проблему снабжения Калининграда по суше”.

Сувалкский коридор, земельная полоса вдоль литовско-польской границы, часто называется Ахиллесовым каблуком НАТО. Несколько лет назад Politico назвал его “самым опасным местом на Земле”. НАТО увеличило внимание к этой области и проводит там регулярные учения, однако некоторые аналитики остаются недовольными тем, что это недостаточно.

Существует около 10 000 военнослужащих НАТО, размещенных в странах Балтии сегодня. Это немало, но, безусловно, недостаточно для противостояния полномасштабному вторжению”, – сказал военный аналитик Григорий Тамар. “Если речь идет о ‘спецоперации’, эти базы могут быть просто заблокированы. В таком сценарии трудно представить себе силы НАТО, осуществляющие какую-то героическую прорывную атаку для защиты кого-либо там. В лучшем случае, они бы защищались сами”.

Несколько экспертов отметили, что Россия может предварить любую атаку утверждениями о “защите русскоговорящих”. Более 850 000 этнических русских проживают в Литве, Латвии и Эстонии, в основном в приграничных регионах возле России и Беларуси.

“Сначала [они] проводят кампанию, утверждая, что русские подавляются в Эстонии. Затем [они] организуют организацию, представляющую интересы русских в Эстонии, например, написать письмо с требованием о защите. Это создает предлог для вторжения. Они не стали бы ждать предлога; он был бы создан ими”, – сказал Ауслендер.

Литовский военный эксперт и отставной майор Дариус Антанайтис утверждал, что при текущих условиях новая война была бы трудной, так как Балтийское море фактически стало “озером НАТО”, после того как Швеция и Финляндия присоединились к альянсу.

“Для приближения к литовскому побережью им не следовало бы полагаться на морские силы Калининграда – им нужно Балтийское флот, который должен выйти из Санкт-Петербурга. А чтобы выйти оттуда, им нужно обеспечить себе безопасный проход через Финский залив, с Финляндией с одной стороны и с Эстонией с другой. Это означает, что война должна начаться там. Чтобы заблокировать нас в Балтии, им пришлось бы оккупировать остров Готланд”, – сказал Антанайтис.

Главный редактор “Новой газеты Европа” Кирилл Мартынов был включен в список террористов.

Автор маргинального кинематографиста антисемитский «семейный фильм» смешивает кич, национализм и любимые теории заговора России.