В начале декабря Государственная дума приняла законопроекты, которые сделали изменения в правилах контроля за доходами и имуществом должностных лиц. Эти изменения отменили общественный контроль за такими данными, что вызвало разочарование и грусть у тех, кто был причастен к попыткам установить антикоррупционную прозрачность в России. Кто-то лишь пожал плечами, а кто-то вспомнил историю, когда страна стремилась к современной системе прозрачности, соответствующей международным стандартам.
Истории таких людей, как Антон Поминов, молодой экономист, и Елена Панфилова, бывшая глава общественной антикоррупционной организации, отражают тяжелый путь борьбы за широкий доступ к информации о доходах и имуществе чиновников. Поминов начал этот путь в 2009 году, рассказывая о необходимости проверки деклараций депутатов и организуя анализ сведений о доходах и имуществе. Он и его коллеги создали базу данных “Декларатор”, которая собирает информацию о декларациях государственных лиц.
Эта база данных стала инструментом для антикоррупционных расследований, позволяя журналистам и активистам отслеживать доходы и имущество чиновников. Отмена обязательного публичного декларирования вызвала недовольство общества, так как убирает возможность граждан контролировать чиновников. Однако опыт и уроки, извлеченные из этой борьбы, останутся в памяти и могут стать основой для будущих изменений.
Отказ от публичного декларирования желания власти отодвинуть общество от процесса контроля над действиями чиновников. Но история показывает, что желание и возможность изменений сохраняются у граждан, которые знают о том, как должно быть. Отметив Всемирный день борьбы с коррупцией, депутаты представили законы, подкрепляющие решение отменить публичное декларирование. Несмотря на это, последние события продемонстрировали, что система прозрачности и контроля должностных лиц требует участия общества и решительных шагов.