В условиях существующей реальности уходить в отпуск в июле стоит, лишь обладая гражданским мужеством и иммунитетом к исходящим свыше преобразованиям. Ведь именно в июле, вернувшись после отдыха в родные пенаты, вы обнаружите, что как раньше уже не будет. Придется забыть о прежних ценах на воду, тепло, электричество… Даже ваш мусор вывозить за суммы, актуальные еще в июне, ненасытные регоператоры не станут. К слову, в Москве больше всего вырос тариф именно на эту услугу.
А в целом по стране холодная вода подорожала на 14,8%, горячая — на 13,7%, отопление — на 13,8%, электроэнергия — на 13%. Это, подчеркну, средние показатели. От региона к региону они могут серьезно отличаться.
Наконец, инфляция, по данным Росстата, с 1 по 7 июля подскочила до 0,79%. И это недельный максимум с весны 2022 года. На аномальность происходящего указывает и тот факт, что Генпрокуратура начала проверять обоснованность повышения тарифов и законность действий органов власти на местах. Ведь от последних зависит конечное значение тарифа.
Нет предела у предела. На фоне коммунальных турбулентностей и инфляционных взлетов подорожали некоторые продукты (в частности, хлеб), лекарства и бензин. Подешевела картошка. Но вряд ли этот факт способен примирить с цифрами в квитанциях. А они выросли в среднем почти на 12%.
Очевидно, что базовые параметры удержат далеко не все регионы. Местные власти имеют право устанавливать собственные коэффициенты повышения тарифов, ориентируясь на местные реалии.
«Так, в Оренбургской области за период 2020–2024 максимальный рост тарифа за теплоснабжение составил 176,28%», — приводит пример Сергей Креков, лидер общероссийского движения «ЯУправдом». — Интересный факт: существует опубликованная методика, руководствуясь которой устанавливают тарифы на тепловую энергию. Однако понять, на основании какой методики они индексируются, возможности нет из-за ее отсутствия. Существуют только предельные индексы, установленные правительством. Превышать их нельзя. Но можно, если очень нужно. Так, например, в Кемерове и Новокузнецке два года подряд коммунальные тарифы поднимали на 15% сверх установленных правительством пределов.
Добавлю: после изменений, внесенных в мае в правительственное постановление № 400 (касается изменения размеров платы за ЖКУ), регионам позволено существенно корректировать размер повышения при наличии утвержденной инвестиционной программы для коммунальной сферы. И они это делают, поднимая тариф на 15, 18, 20 и даже 40%.
Чтобы понять порядок реальных цифр, посмотрим на обновленную коммунальную квитанцию. Правда, у Юрия Андреевича таких квитанций на квартиру в 54 кв. метра целых девять штук. В Самаре, где живет 86-летний ветеран труда, коммунальные расходы на бумажных носителях предпочитают диверсифицировать. Платеж за каждую услугу приходит на отдельном листочке — только успевай платить. Никакие компенсации и льготы не снимают извечного вопроса: «куда» растут цены?
— Как вы разбираетесь во всех этих квитанциях? — спрашиваю пенсионера.
— Мне еще СМС приходит, но там только общая сумма, а за что конкретно, я не понимаю. У меня две компенсации — как ветерану и за капремонт. Это постоянные цифры, я их знаю. Остальные меняются каждый месяц — то больше, то меньше. В июне нормально доплатили.
— По вашему бюджету июльское повышение сильно ударит?
— У меня больше чем на тысячу рублей повышается плата.
— Сейчас сколько платите?
— Шесть тысяч, а будет семь с половиной — я подсчитал по процентам, на которые обещали повысить. А пенсию будут ли повышать, неизвестно. По газовому оборудованию цены (за обслуживание) загнули такие! Потом пересмотрели. А с этого года…
Чтобы читать продолжение, пожалуйста, нажмите на кнопку “Еще”.