Россия намерена предоставить ФСБ полный контроль над отключением связи и запретить гражданам подавать иски в случае сбоев.

Парламент России готовится официально расширить полномочия Федеральной службы безопасности по блокировке коммуникационных услуг по всей стране — при этом защищая телекоммуникационные компании от юридической ответственности за последствия. Meduza объясняет, что нового предлагает проект закона и насколько широко могут применяться эти полномочия.

Государственная Дума России приняла первое чтение закона, который значительно расширяет право правительства блокировать коммуникационные сети — и при этом защищает телеком-провайдеров от юридических последствий таких действий.

Предлагаемое законодательство вносит две поправки в закон России “О связи”. Одна из них предоставит Федеральной службе безопасности право требовать от телекоммуникационных операторов приостановить услуги связи “для защиты граждан и государства от возникающих угроз безопасности”. Другая же явно освободит операторов от ответственности за такие блокировки — даже в случае нарушения договоров с клиентами.

Что именно считается “угрозой безопасности” остается намеренно неясным. Закон не определяет термин, а также не поручает ФСБ это сделать. Вместо этого, эти решения остаются за президентом и федеральным правительством.

Поправка прямо обозначает это, авторизуя телеком-операторов приостанавливать услуги по требованию ФСБ “в случаях, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленными на защиту граждан и государства от возникающих угроз безопасности”.

Аргументация законопроекта представляет меру как инструмент “противодействия терроризму”, среди прочего. В ходе парламентских дебатов заместитель министра цифрового развития Иван Лебедев заявил, что расширение полномочий ФСБ по блокировке доступа в интернет необходимо для борьбы с украинскими дронами. Иными словами, российские законодатели стремятся закрепить практику, которая уже используется.

ФСБ уже имеет право на приостановку связи, но только в конкретных обстоятельствах. Согласно российскому законодательству “О противодействии терроризму”, службам безопасности разрешается вводить временные ограничения по своему усмотрению после объявления “контртеррористической операции”. Это включает в себя приостановку услуг связи как для физических лиц, так и для организаций, или ограничение использования коммуникационных сетей и устройств.

С августа 2024 года в Белгородской, Брянской и Курской областях России действует “режим противодействия терроризму”. Во время кратковременного мятежа Евгения Пригожина летом 2023 года тот же режим был введен в Москве на несколько дней.

Отдельно, положение закона “О связи”, которое законодатели предлагают изменить, уже позволяет ФСБ запрашивать приостановку услуг для конкретного абонента — например, если кто-то использует SIM-карту, зарегистрированную на другого человека. Такое правило действует с 2016 года.

Что остается неясным, так это насколько широко будут применяться новые полномочия. Формулировка закона позволила бы властям приостанавливать практически любой тип коммуникационной услуги, включая проводной, мобильный или спутниковый доступ в интернет, телефонные звонки и сообщения.

Как упоминалось ранее, телеком-операторы не будут нести юридической ответственности за проведение блокировок — эта иммунитетная защита соответствует общему тренду. В 2019 году закон о “суверенном интернете” в России также обеспечивал телеком-операторов защитой от ответственности за нарушения, вызванные государственно установленными системами глубокого пакетного контроля (DPI). По этому законодательству провайдеры не несут ответственности за нарушения лицензий, если проблемы происходили от работы государственных инструментов, призванных бороться с так называемыми “угрозами”.

Опасение того, что граждане могут обратиться за юридическим защитой, не безосновательно. 12 ноября 2025 года СМИ в Волгограде сообщили о том, что появился первый иск данного типа: местный житель подал иск на телекоммуникационного провайдера Beeline, требуя компенсации за то, что он описал как некачественное обслуживание по его контракту.

Два дня спустя, 14 ноября, российское правительство представило свой законопроект об освобождении операторов от ответственности за блокировки. Инициативу саму, однако, объявили ранее — 10 ноября, до подачи иска.

Читайте больше на Meduza. Аналитики Meduza разбирают, как временные блокировки SIM-карт в России должны предотвращать дроны — и почему это не сработает.

С 4 февраля москвичам в метро будут выборочно проверять мобильные телефоны — для удобства и безопасности.

Губернатор провел служебную проверку после «неэтичного» вызова Минфина Карелии – чиновники предложили россиянам пройти «месяц без расходов».