Россия — страна для пессимистов. Власть заинтересовали перспективы будущего. И они нам их показали.

Рисунок: Петр Саруханов / «Новая газета».

Это совершенно точно никак не может быть совпадением. Буквально за месяц и только в России были представлены результаты минимум трех больших попыток изучить и разными способами описать то, каким может быть будущее страны и мира и россиян в нем.

Привластные политологи из СВОП нарисовали картину-идеологию России — мечты будущего. Институт «Царьград» с помпой представил то, как, по их мнению, должна выглядеть страна в 2050 году (сверхдержава, авторитаризм, полеты на Марс).

И вот к этой череде попыток заглянуть в будущее присоединились медийщики и кинематографисты, и результат их изысканий вышел весьма любопытный.

На прошедшем недавно Санкт-Петербургском международном экономическом форуме Национальная Медиа Группа (НМГ) представила проведенное совместно с Центром социального проектирования «Платформа» исследование «Эскизы будущего».

НМГ, структура собственников которой не раскрывается, но которую часто связывают с Юрием Ковальчуком, с 2014 года в качестве председателя совета директоров возглавляет Алина Кабаева.

Группа владеет каналами СТС, РЕН-ТВ, мультимедийным инфоцентром «Известия», онлайн-кинотеатром Wink и рядом других активов, включая доли в Первом и Пятом каналах. Также ей принадлежит НМГ «Студия» и множество других компаний, производящих кино- и медийный контент.

Центр «Платформа» был создан в 2015 году и специализируется на корпоративных исследованиях.

Причину для того, чтобы объединить усилия этих двух организаций и попытаться разобраться с тенденциями будущего, объяснила генеральный директор НМГ Светлана Баланова: «Есть у нас задача поучаствовать в создании образа мечты, формулировании образа мечты, который позволит нам более эффективно творить, работать, бороться».

По ее словам, Группа почувствовала запрос общества на более позитивную картину будущего, которая может быть отражена в кинематографе, и для этого было решено этот запрос уточнить.

В ходе исследования «Платформа» провела большой всероссийский онлайн-опрос, экспертные и структурированные интервью с молодежью и подростками в возрасте 12–17 лет и несколько экспертных сессий с представителями науки и креативной среды.

Главной задачей исследования было заглянуть в далекое будущее, лет на 50–100 вперед, чтобы описать то, каким оно представляется сегодняшним россиянам.

Горизонт планирования И тут как раз у исследователей возникла первая проблема. Оказалось, что столь далеко во временном горизонте участники и участницы исследования не заглядывают.

Отвечая на первый, установочный вопрос «Какой подход к жизни, по вашему мнению, является более правильным?», большинство в почти 70% ответило, что они предпочитают планировать свою жизнь в пределах того, что можно контролировать, не заглядывая слишком далеко вперед.

Еще 17% дали ответ, что они склонны жить здесь и сейчас, наслаждаться каждым моментом и не задумываться о будущем, и лишь 13% подтвердили, что они склонны задумываться о будущем мира в целом, учитывая долгосрочные перспективы, и планировать свою жизнь с учетом этих изменений.

„ То есть, если смотреть честно, лишь абсолютное меньшинство в принципе задумывается о будущем, куда уж там думать о перспективе следующего столетия.

Фото: Антон Новодерёжкин / Коммерсантъ.

Будущее еще ближе подошло к настоящему, когда исследователи решили уточнить, на какой период россияне сейчас могут более-менее реалистично представлять образ будущего.

Все оказалось очень похоже на те ответы, которые раз за разом мы получаем, проводя фокус-группы нашей Лаборатории будущего «Новой газеты»: самые частые ответы вращаются вокруг пяти лет, далеким будущим кажется что-то около 15–25 лет, да и то, если очень и очень напрячься.

Тут вышло ровно то же самое. Подавляющее большинство респондентов далеко не заглядывает: 29% считают реалистичным образ будущего на горизонте 10–15 лет, 27% — 3–5 лет, 11% — нескольких месяцев, а еще 11% ответили, что «все быстро меняется, в прогнозах нет смысла».

Лишь 14% посчитали возможным что-то разглядеть в 2045–2050 годах, 4% готово мечтать аж на 50 лет, а 2% — на сто и более лет вперед.

Из этого авторы исследования сделали два вывода. Один — бесспорный, заключающийся в том, что неопределенность настоящего и того, что будет происходить вокруг нас в ближайшее время, не позволяют россиянам заглядывать слишком далеко как с точки зрения грядущего страны и мира, так и своего личного будущего.

Второй же вывод, похоже, вполне соответствовал интересам заказчика в лице Национальной Медиа Группы. Если люди сами не могут представить будущее, то искусство в лице кинематографа должно восполнить пробел: «насыщать дальний горизонт образами, поддерживать более светлую перспективу, создавать вдохновляющий эмоциональный настрой».

Невозможно не заметить, что есть более очевидный путь к светлым перспективам будущего: сделать более мирным и предсказуемым, менее тревожным настоящее, и тогда люди сами захотят смотреть вперед. Но, видимо, этот вариант не рассматривается.

Контртренд

Дальше исследование довольно детально попыталось ответить на три больших вопроса: каким будет сам человек в некоем отдаленном будущем, каким будет мир вокруг него и что возможно сделать, чтобы создать у общества позитивную картину грядущего.

Постановка последнего вопроса именно в смысле фокуса на позитивности не обсуждалась. С одной стороны, авторы исследования на основе своего профессионального опыта пришли к выводу, что „ существующие как отечественные, так и зарубежные кинообразы будущего слишком мрачные, пессимистичные и даже постапокалиптические, и не рисуют той картины, которая существовала в советской фантастике, когда все впереди сияло и светилось, и все летели в космос. И с этим явно что-то надо делать.

А с другой — они, видимо, оттолкнулись от многочисленных разнообразных исследований последних лет, которые показывают, что российская молодежь смотрит в будущее пусть и настороженно, но умеренно оптимистично. Кстати, наши исследования это тоже подтверждают. Очень похожая картина складывалась и тут.

Правда, вопрос был поставлен не про отношение к личному будущему респондентов или будущему России, а к тому, как будут складываться дела у человечества в целом. Доминирует тут осторожный оптимизм — 44%, у 19% этот оптимизм даже полный, 17% настроены пессимистично, 4% испытывают полную безнадежность, а 15% считают, что в мире ничего глобально меняться не будет.

Эти данные очень обрадовали авторов исследования, вокруг них они, собственно, и построили презентацию всех полученных результатов, назвав их «контртрендом к мировому пессимизму».

Под последним, видимо, понимаются прошлогодние данные глобального исследования, согласно которым 59% населения планеты считает, что в ближайшее десятилетие жизнь в целом станет хуже, а 40% — что лучше. Но по большому счету, тут дело скорее в формулировке вопроса и предложенных вариантах ответа, хотя никто не будет спорить, что человечество сегодня явно не пышет оптимизмом, да и не с чего.

Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ.

Интересно то, что в определении того, что будет определять окружающий их мир в будущем, россияне абсолютно совпадают с тем, каким это будущее видится всему глобальному человечеству.

Перечень довольно очевиден: развитие искусственного интеллекта и всего с ним связанного, био- и генные технологии и соответствующее развитие медицины, дальнейшее развитие компьютеризации и квантовые технологии, новые источники энергии, цифровизация и дальнейшее освоение космоса.

Правда, последнее россияне ставят чуть ли не на предпоследнее место по важности и перспективности, тогда как в мире это направление людям кажется чрезвычайно важным.

Наверное, именно поэтому в исследовании делается вывод, что сегодня фокус в ожиданиях от будущего смещается с внешнего расширения к «внутренней трансформации человека и его среды обитания».

Хотя потеря россиянами интереса и веры в перспективы космических исследований не может не печалить. Впрочем, отечественными руководителями космической отрасли для этого было сделано все возможное и невозможное.

Фото: Давид Френкель / Коммерсантъ.

В чем еще россияне совпадают с жителями других стран, так это в их личном отношении к бурному развитию технологий. Как и везде в мире, что подтверждается множеством исследований, это отношение сегодня сочетает надежду и настороженность.

Практически все понимают, что технологические инновации и неизбежны, и многое могут дать людям. Но невероятная, пугающая скорость встраивания в нашу жизнь искусственного интеллекта не может не тревожить, как минимум умеренно. Все же смотрели «Терминатора». В России тоже: 44% воспринимают развитие технологий со смешанными чувствами — и заинтересованно, и обеспокоенно. Те же 44% им вполне доверяют. А для 10% они представляют угрозу.

Что радует, что пугает

Надо отдать должное, с тем, что именно в будущем с точки зрения росс

Поскольку Вашингтон прекратил критически важные поставки перехватчиков-ракет, Государственный департамент США настаивает, что Америка не прекращала оружейную помощь Украине.

Два человека погибли после серии взрывов на севере Украины, полностью разрушивших промышленные объекты и дома.