Вскоре после февраля 2022 года в Софии прошла акция протеста против энергетической зависимости Болгарии от России, участники которой несли плакаты «Свобода» или «Газпром». Это событие сделало Болгарию первой страной, отказавшейся перейти на рублевую схему оплаты за российский газ. Таким образом, страна разрывает узы с лукойловской империей в Европе.
7 ноября Народное собрание Болгарии утвердило законопроект, который дает возможность правительству назначить государственного управляющего над компанией “Лукойл Болгария” и бургасским нефтеперерабатывающим заводом “Лукойл Нефтохим”. Это самая радикальная мера в отношении дочерних предприятий российской транснациональной компании. Срочность принятия закона связана с необходимостью обеспечить работу нефтеперерабатывающего завода в Бургасе после вступления в силу американских санкций против “Лукойла”.
Согласно новому закону, правительство может назначить управляющего, который получает все полномочия акционеров и совета директоров, руководить предприятием, распоряжаться имуществом и заключать сделки. Владельцы “Лукойла” лишаются права управлять своим предприятием в Болгарии, все операции компании будут под контролем государства.
Лидер партии ГЕРБ Бойко Борисов заявил, что правительство уже выбирает управляющего переходного периода. Принятие такого решения направлено на обеспечение стабильности поставок топлива и национальных интересов. В случае введения санкций 21 ноября роль управляющего будет гарантировать поставки топлива.
Лидер пророссийской партии “Возрождение” Костадин Костадинов выразил опасения по поводу возможных последствий для болгарской экономики после расширения полномочий управляющего. Он предупредил о возможных серьезных последствиях, включая мутуальную конфискацию активов.
Принятие нового закона означает окончание эпохи отношений Болгарии с “Лукойлом”, который влиял на местную политическую элиту и экономику. Страна теперь полностью контролирует решения по заводу, а финансовые потоки находятся под контролем государства, что символизирует конец российской энергетической эры.
Для Болгарии это шаг к энергетическому суверенитету, но с риском возможного дефицита топлива. Россия теряет последний стратегический актив на Балканах, что может повлечь за собой подобные процессы в других странах Восточной Европы.
Европа наблюдает, как государство вмешивается в стратегические отрасли в критических обстоятельствах. Болгария принимает меры для обеспечения безопасности в районе объектов “Лукойл” на своей территории. НПЗ в Бургасе обеспечивает до 80% топлива в стране, и власти предпринимают дополнительные меры для обеспечения стабильности.
Это событие знаменует конец российской энергетической эпохи в Болгарии и переход стратегической инфраструктуры под контроль национальных органов.