Бывший министр транспорта России Роман Старовойт был официально уволен с поста 7 июля. Того же вечера стала известна информация о его самоубийстве. Следователи сообщили, что его тело было найдено с ранением от пистолета в его личном автомобиле в Московской области. До назначения на пост министра транспорта Старовойт занимал должность губернатора Курска с 2018 по 2024 год. Его заместителя, Алексея Смирнова, позднее обвинили в хищениях, связанных с строительством укреплений “зубов дракона” на украинской границе — обороны, построенной при участии Старовойта. Медуза попросила эксперта по борьбе с коррупцией Илью Шуманова объяснить политическое восхождение Старовойта, его связи с влиятельными братьями Ротенбергами и его вероятное участие в коррупционных схемах, связанных с государственными строительными проектами.
Илья Шуманов Роман Старовойт стал известен широкой публике в 2012 году, когда был назначен начальником Федерального агентства автомобильных дорог Росавтодор. До этого он работал в государственном аппарате — сначала в качестве помощника, затем как заместитель директора Департамента промышленности и инфраструктуры — поэтому его мало кто знал среди аналитиков или журналистов.
До этого Старовойт работал в правительстве Санкт-Петербурга, где он руководил инвестиционной политикой и в конце концов возглавил комитет инвестиций города. Это была значительная должность, учитывая что муниципальные деньги тратятся большей частью на инфраструктурные проекты. Поэтому Санкт-Петербург можно считать отправной точкой его карьеры.
По сути, Старовойт обязан братьям Ротенберг — членам внутреннего круга Владимира Путина. Я не знаю, когда Старовойт впервые неофициально встретился с братьями Ротенбергами, но, скорее всего, это произошло во время его пребывания в Санкт-Петербурге, где у братьев было множество инвестиционных проектов. Санкт-Петербург был домашней территорией Ротенбергов, а Старовойт был первым заместителем председателя Комитета по инвестициям города. Думаю, именно там началось их «сотрудничество». Оттуда Старовойт перешел в государственный аппарат, расширив свою сеть связей, пока не попал в Росавтодор [в 2012 году].
Ротенберги не стали бы поддерживать кого-то недостойного их как главу Росавтодора. Очевидно, этому назначению предшествовал ряд успешных совместных проектов, которые удовлетворили братьев. В этой роли Старовойт контролировал распределение государственного финансирования крупных инфраструктурных проектов. Сюда входили олимпийские объекты, ключевые транспортные узлы и автомобильные дороги. Это область с огромными финансовыми потоками и одна из самых склонных к коррупции отраслей. Старовойт контролировал строительство дорог на Крыму, включая Крымский мост. Это был его момент в центре внимания: он регулярно ездил туда на проверки.
После завершения строительства Крымского моста Старовойт ненадолго занял должность заместителя министра транспорта, прежде чем перейти к управлению регионом. Для него это была возможность доказать, что он может работать на местах: управлять регионом, взаимодействовать с людьми и построить степень легитимности, включая избирательную легитимность. В 2018 году его назначили исполняющим обязанности губернатора Курской области, и в 2019 году он официально одержал победу на выборах с 81 процентом голосов.
Когда Курская область стала фронтовым регионом в 2022 году, Старовойт стал активно работать с силовыми структурами. Все высокопоставленные должностные лица, приходящие из регионов, получают определенную степень авторитета и признания и имеют право стремиться к более высоким должностям. Старовойт оставался губернатором до 2024 года, когда его заменил его собственный протеже — Алексей Смирнов, член его команды.
Переход Старовойта в федеральное правительство в качестве министра транспорта был менее об основывании его в регионе и больше о его связях с братьями Ротенбергами. [Россия] не испытывает нехватки успешных губернаторов, но далеко не все из них получают должность в федеральном правительстве. Последнее правительство, сформированное под [премьер-министром Михаилом] Мишустиным, можно рассматривать как компромиссное кабинет, созданный для учета интересов различных кремлевских кланов, включая клан Ротенбергов. Свою позицию в федеральном правительстве Старовойт сделал поддержкой братьев Ротенбергов, считаясь тщательно проверенным и лояльным к ним.
Катание ротенбергами бизнеса Медуза ответила на угрозу Роскомнадзора и потерянные доходы от рекламы. Нас заблокировали и запретили в России, где пожертвования нам или даже распространение наших постов считается преступлением. Но мы все равно здесь — предоставляя независимую журналистику для миллионов наших читателей в России и по всему миру.
Вы можете стать нашим спасательным кругом. Пожалуйста, помогите Медузе выжить с небольшим регулярным пожертвованием.
Братья Ротенберги имеют значительные доли в российской экономике. Мы наблюдали, как их интересы определяли национализации бизнеса, а также крупные инфраструктурные проекты, где они зарабатывают деньги — особенно в строительстве дорог, где они контролируют значительную долю [рынка]. Транспортная отрасль особо интересна для них. В этом контексте назначение Старовойта на федеральный министерский пост было рациональным решением — он зарекомендовал себя с хорошей стороны советнику президента Игорю Левитину с того времени, когда возглавлял Федеральное агентство автомобильных дорог. Левитин также активно работал в области строительства и развития инфраструктуры. Старовойт также поддерживал хорошие отношения с [заместителем премьер-министра] Маратом Хуснуллиным, который контролирует все [правительственные] строительные проекты, а также с самим премьер-министром.
Несмотря на связь с Ротенбергами, Старовойт всё равно прошел школу губернаторов. Это указывает на технократический путь — его вхождение в резерв губернаторов и продвижение по нему было определено командой под руководством Сергея Кириенко [руководителя блока внутренней политики Кремля]. Ясно, что создание кадрового резерва — как на уровне губернаторов, так и на более высоких государственных должностях — также является частью дневного порядка работы блока внутренней политики, особенно его технократического крыла, которое развивает свою собственную политическую базу. Это также можно рассматривать как ключевую точку поддержки в карьере Старовойта.
Другой точкой поддержки были представители государственных компаний, которые играют значительную роль в формировании как российской экономики, так и политических решений. Сюда входят РЖД, Автодор и крупные авиационные и транспортные компании, такие как Аэрофлот. Разумеется, Старовойт установил крепкие деловые отношения с их руководителями — и, в некоторых случаях, личные. Но, как мы видели, даже это не спасло его от увольнения [с поста министра транспорта].
Ситуация в Курске “Головы пойдут рулить” Источники говорят, что коррупция и небрежность российских официальных лиц позволили Украине провести вторжение — и теперь им страшатся последствия
Старовойт прибыл в Курску с собственной командой. Его протеже занимали ключевые должности, и он заменил председателя регионального парламента и руководителей районов на верных назначенных лиц. Учитывая, что Курская область является сельскохозяйственным регионом, у него были хорошие отношения с Мираторгом. Другими словами, у него было влияние на региональном уровне, позволяющее ему не только назначать своих людей, но и [организовать] теневые схемы.
Венец всей этой истории было ОАО «Корпорация развития Курской области», аналог которой существует почти в каждом регионе. На практике это непрозрачные фонды: коммерческие юридические лица, используемые для скрытия схем по сливу государственных средств, выделения земель под спецконтроль и продвижения и лоббирования дружественных проектов. Руководитель этой корпорации, Владимир Лукин, был непосредственно связан с губернатором — что выявлено в ходе уголовного расследования против него.
Последним основанием для карьеры Старовойта были силовые структуры — и в широком смысле. Не только правоохранительные органы, но и сотрудники Министерства обороны. Я считаю, что конфликт Старовойта с силовыми структурами во второй части его карьеры имел серьезное влияние. Он наладил отношения с ними во время своей работы губернатором Курской области: губернатор приграничного региона тесно сотрудничает с военными, пограничной службой ФСБ и контрразведкой. Старовойт часто появлялся вдоль границы, используя строительство укреплений как платформу для общественной видимости. Даже после того, как он стал министром транспорта, его следы остались в Курске. Он оставил команду для выполнения своей программы.
[После того, как украинские силы прорвали границу в августе 2024 года, и] стало ясно, что Курская область не построила такую инфраструктуру, которая могла бы обеспечить реальную защиту, началась борьба за переложение ответственности. Это знак